сической учитывает наличие богатства и разнообразия реальности, превосходящей изобразительные возможности любой отдельно взятой логической структуры. Она исследует статистические совокупности объектов вместо единичных объектов в классической науке. Отсюда можно считать производным гносеологический принцип признание множественности точек представления, которые связаны с одной и той же реальностью, но не сводятся к одному единственному описанию [318]. Началом новой эпохи в развитии системного подхода к изучению организма явились труды отечественных физиологов. Как отметил П.К. Анохин, представления И.П. Павлова явились первым шагом в формировании общего понятия системности в деятельности живых организмов. В 20 30-е годы ХХв. системное видение мира становится одним из наиболее признанных методологических подходов в научных исследованиях. В это время «системность» и «системный подход» начинают выделяться в особую науку, объясняющую совершенно далекие и непохожие объекты исследования. И.П. Павлов, выделяя их системный характер, писал о системе: «...получается динамический стереотип, т.е. слаженная, уравновешенная система внутренних процессов» [14]. Медицина сплошь и рядом сталкивается с изменением, разнообразием структур и процессов, устойчивости и неустойчивости, возникновением сложного из простого, с необратимым характером процессов. Основной акцент научных исследований в медицине продолжает перемещаться, вопервых, с субстанции на отношение (функцию), во-вторых, на уровень биофизики, биохимии и генетики, где указанные выше синергетические явления прослеживаются достаточно отчетливо. Медицинское знание в клинико-экспериментальной теоретической концептуальной схеме в процессе развития дисциплинарности совершило переход от натурального философского и механического подхода к биологической постановке и решению широкого круга проблем. Мультидисциплинарная теоретическая концептуальная схема (так или иначе) на пер89 |
A. народной медицины приносят пользу, однако, это не означает одобрения всех ее форм. Главной задачей программы ВОЗ по народной медицине на 1990 1995 гг. является объединение проверенной и полезной практики народной медицины с современной научной медициной в рамках национальной системы здравоохранения [122]. С конца XIX века с научной революцией происходят изменения в самой структуре научного познания, в понимании соотношения объекта и субъекта медицины. Это ведет к изменению идеала научности, постепенному осознанию ограниченности классической рациональности. «Научная медицина» это особый тип научного мышления, связанный с обособлением научного знания от всякого другого, в широком смысле слова ненаучного. В конкретных исторических условиях и социокультурных общностях в контекст научного знания вводятся различные стандарты рациональности, и тем самым определяются критерии и содержание науки. [21,22.]. И. Пригожин, И. Стенгерс и Прокона О.В. отмечают, что «наука теперь признает случайность, сложность, необратимость, сосуществующую с \ обратимостью в классической науке». Современная наука, в отличие от классической, признает существование богатства и разнообразия реальности, превосходящей изобразительные возможности любой отдельно взятой логической структуры. Она исследует статистические совокупности объектов вместо единичных объектов в классической науке. Отсюда можно считать производным гносеологический принцип признание множественности точек представления, которые связаны с одной и той же реальностью, но не сводятся к одному единственному описанию. [168] Началом новой эпохи в развитии системного подхода в изучении организма явились труды отечественных физиологов. Как отметил П.К. Анохин, представления И.П. Павлова явились первым шагом в формировании общего понятия системности в деятельности живых организмов. В 20-е 30-е годы XX в. системное видение мира становится 57 одним из наиболее признанных методологических подходов в научных исследованиях. В это время «системность» и «системный подход» начинают ыделяться в особую науку, объясняющую совершенно далекие и непохожие объекты исследования. И.П. Павлов, выделяя их системный характер, писал о системе: «получается динамический стереотип т.е. слаженная, уравновешенная система внутренних процессов». [13] Медицина сплошь и рядом сталкивается с изменением, разнообразием структур и процессов, устойчивости и неустойчивости, возникновением сложного из простого, с необратимым характером процессов. Основной акцент научных исследовании в медицине продолжает перемещаться, вопервых, с субстанции на отношение (функцию), во-вторых, на уровень биофизики, биохимии и генетики, где указанные выше синергетические явления прослеживаются достаточно отчетливо. Медицинское знание клинико-экспериментальнои теоретической концептуальной схеме в процессе развития дисциплинарности совершило переход от натурального философского и механического подхода к биологической постановке и решению широкого круга проблем. Мультидисциплинарная теоретическая концептуальная схема, так или иначе, на первый план в медицине выдвигает проблему системности, самоорганизации, нелинейности, сложности. [17,73,69.] Именно поэтому большую практическую ценность представляют знания и навыки составляющие гигиеническую культуру и касающиеся личной гигиены, питания, приемов обработки и хранения пищи, особенностей строения жилищ, распорядка жизни, режима труда и отдыха; их можно назвать наро, гигиеной. Изучение обычаев, навыков и традиций народа, позволяющих продуктивно работать, сохранять здоровье жару и на морозе, в пустыне, тайге, тундре, море, дает много ценного для обоснования режима труда, питания или питьевого режима в тяжелых климатических условиях. Огромное значение для поддержания и укрепления здоровья имело у многих народов мира пользование паровой баней. Русская 58 |