ГЛАВА 1. Научные и прикладные основы формирования морально-боевых качеств у курсантов в ввузах Сухопутных войск §1. Ретроспективный анализ формирования морально-боевых качеств у военнослужащих В истории развития военного искусства накоплен богатыйопыт по формированию морально-боевых качеств у военнослужащих, которые не утратили своего значения и в наши дни, когда Российские Вооруженные Силы находятся на пути перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими службу по контракту, эта задача становиться более актуальной. История подтверждает, что повышение эффективности формирования морально-боевых качеств у военнослужащих, обуславливалось характером военного дела и ведением вооруженного боя[*11,с.177], которые отражают данную систему общественно-экономических отношений, уровень развития производительных сил, идеологию и политику государства..Под. влиянием этих факторов определяется также и требования к военнослужащему как защитнику Отечества, к его морально-боевым, качествам. Целенаправленный,.' историко-педагогический анализ архивных, документальных и-литературных источников показал,, что попытки* определитьсодержание формирования? морально-боевых^качеств.предпринимались с древнейших времен; ; Так уже в*античный период, которое приобрело классическую’форму в древней Спарте, Афинах, в античном Риме, у бойцов формировали моральнобоевые качества[322;с.21]. «Если общее физическое воспитание афинских воинов развивало ловкость, наравне с физической силой, то воины Спарты направляли свое внимание преимущественно на развитие силы, стойкости и выносливости. Стойкость в строю и соблюдение воинской чести они ценили выше, чем мышление»[219,с. 12]. Большое внимание уделялось укреплениюдисциплины, которая насаждалась системой жестоких наказаний. Бой требовал от солдат физическойзакалки, силы и ловкости. Эти качества приобретали бойцы путём упражнений на. гимнастических снарядах, легкоатлетическими упражнениями, прыжками через препятствия, 1 7 |
ГЛАВА 1. Научные н прикладные основы формирования морально-боевых качеств у военнослужащих, проходящих службу по контракту, в частях и подразделениях Сухопутных Войск. §1. Историко-педагогический анализ формирования моральнобоевых качеств у военнослужащих. В истории развития военного дела накоплен богатый опыт по формированию морально-боевых качеств, не утративших своего значения и в наши дни, во время реформирования Вооруженных Сил. При комплектовании Вооруженных Сил на контрактной основе, эта задача становиться более актуальной. История подтверждает, что повышение эффективности формирования морально-боевых качеств у военнослужащих, обуславливалось характером военного дела и ведением вооруженного боя, которые отражают данную систему общественно-экономических отношений, уровень развития производительных сил, идеологию и политику государства. Под влиянием этих факторов определяется также и требования к военнослужащему как защитнику Отечества, к его морально-боевым качествам. Целенаправленный ретроспективный анализ архивных, документальных и литературных источников показал, что попытки определить содержание формирования морально-боевых качеств предпринимались с древнейших времен. Так уже в период рабовладельческого государства, которое приобрело классическую форму в древней Спарте, Афинах, в античном Риме, у бойцов формировали морально-боевые качества. «Если общее физическое воспитание афинских воинов развивало ловкость наравне с физической силой, то воины Спарты направляли свое внимание преимущественно на развитие силы, стойкости и выносливости. Стойкость в строю и соблюдение воинской чести они ценили выше, чем мышление».1 Большое внимание уделялось укреплению дисциплины, которая насаждалась системой жестоких наказаний. Бой требовал от солдат физической закалки, силы и ловкости. Эти 1См., К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. т. 14. Госполитиздат, М., 1959, С.12 качества приобретали бойцы путём упражнений на гимнастических снарядах, легкоатлетическими упражнениями, прыжками через препятствия, плаванием, играми с мячом, а также длительными маршами. Для воспитания храбрости, отваги презрения к смерти, патриотизма греки использовали Л также музыку, пение и стихи Гомера. Обучение и формирование боевых качеств у римлян особенно интенсивно осуществлялось перед решающими битвами. Уже в то время применялись некоторые средства психологической подготовки. Перед африканской войной Юлий Цезарь (100-44 г до н. э.) приказал доставить из Сицилии несколько слонов, чтобы научить пехотинцев и кавалеристов воевать против слонов, которые были в армии неприятеля. И не только новобранцы, но и ветераны легионеры должны быть проделывать все упражнения, чтобы сохранять физическую бодрость и ловкость и быть привычным к утомительным занятиям и лишениям. Сущность этой системы воспитания и обучения состояла в том, что она, как и армия, служила порабощению рабов и грабительским, захватническим целям рабовладельческого государства. В рыцарском средневековом периоде, в формировании моральнобоевых качеств военное дело уделяло главное внимание подготовки смелого бойца, который был в состоянии защитить владения феодала, и был преданным церкви. Стержнем воинского воспитания будущего рыцаря было физическое воспитание. Основу рыцарского воспитания составляли семь рыцарских добродетелей: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом, щитом, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь песни. Воспитание дисциплинированности в этот период недооценивалось.4 Рыцарское воспитание по своей сути было формой воспитания феодальных сыновей, отвечало потребности и интересам феодалов, помогало защищать и укреплять феодальные производственные отношения. При всех своих 1См. См., К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. т.14. Госполитиздат, М., 1959, С. 18 2 См., Сергеев B.C. История древней Греции. Изд. Восточной литературы. М., 1964, С.198; 3См., К.Маркс. Ф.Энгельс, Соч. т. 14. Политиздат. М., 1969. С.19 4См., К.Маркс Ф.Энгельс. Соч., т.14. Политиздат. М., 1959. С.25-26. |