Первоначально она ассоциировалась постепенностью и последовательностью в подготовке военного специалиста. При Петре I важнейшим принципом обучения военнослужащих был принцип: учить тому, что необходимо на войне «...солдат... надлежит непрестанно тому обучать, как в бою поступать...»[229,с.244], включавшего в себя систематичное и последовательное формирование боевых и моральных качеств, считавшихся неотъемлемой составной частью подготовки военного специалиста. В основу воспитания русской армии Петр I положил идеи защиты Отечества, чувства воинского долга и чести, верности знамени. «...Повелеваем всем обще нашим генералам, штаб-, обери унтерофицерам и солдатам, как подданным, так и чужестранным, в службе нашей пребывающим, покорным и послушным быть по своей должности, и все пункты сего артикула право исполнять и всякому особо высокого и низкого чина без всякого изъятия нам, яко государю своему, присягу чинить в том, дабы им верно, честно, с добротою охотою себя содержать» [228,с.211]. Чтобы обеспечить в армии и па флоте четкий порядок, организованность, дисциплинированность, единую ^ систему обучения и воспитания; постоянно разрабатывались и вводились в жизнь воинские уставы и инструкции: Воинский устав (1716), Морской'устав (1720), Строевое положение (1699), Учреждение к бою (1708), Воинские статьи (1700), Ротные пехотные чины (1700), Воинские артикулы (1714). Большое значение уделялось воспитанию у воинов таких качеств, как решительность, отвага, самостоятельность, инициатива, взаимная выручка в бою, дисциплинированность^ 17,с.61]. С этой целью организовывались боевые стрельбы, двухсторонние тактические учения с применением боевого оружия, длительные походы, на которых создавалась боевая обстановка, вынуждающая войска действовать «яко в самом деле»[56,с.124]. Каждому воину вменялось в обязанность «... во всем так поступать, как честному, верному послушному, храброму и неторопливому солдату надлежит» [330,с.67]. 21 |
бою; формирование веры в успех, когда нет надежды на спасение; формирование нравственной упругости1: находчивость, упорство, необходимость помочь товарищу. Процент нравственной упругости зависит от кровавых потерь (у русских от 15 до 43-45%; у итальянцев 1,5%), количества пленных, бежавших из плена, дезертиров. Один из показателей содержание писем; формирование воли как мотивационного фактора, как потребность, влечение, которое превращается в желание при достижении Л какой-либо цели; формирование активности в бою . Первоначально она ассоциировалась с постепенностью, последовательностью в подготовке военного специалиста. При Петре I важнейшим принципом обучения военнослужащих был принцип: учить тому, что необходимо на войне, включавшего в себя систематичное и последовательное формирование боевых и моральных качеств, считавшихся неотъемлемой составной частью подготовки военного специалиста. Для обучения полков «нового строя» в 1647 году издается первый официальный устав под названием «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей»3. Исключительной заслугой именно Петра I явилось учреждением в нашем Отечестве войска обеспечивающего безопасность страны. В основу воспитания русской армии Петр I положил идеи защиты Отечества, чувства воинского долга и чести, верности знамени. Чтобы обеспечить в армии и на флоте четкий порядок, организованность, дисциплинированность, единую систему обучения и воспитания, постоянно разрабатывались и вводились в жизнь воинские уставы и инструкции: Воинский устав (1716), Морской устав (1720), Строевое положение (1699), Учреждение к бою (1708), Воинские статьи (1700), Ротные пехотные чины (1700), Воинские артикулы (1714). Большое значение уделялось воспитанию у воинов таких качеств, как решительность, отвага, самостоятельность, 1Дьяченко Д.А., Осипенков В.А., Мерзляков С.Б. Психолого-педагогические основы деятельности командира. М: Воениздат, 1978. С.76. 2См.: Социальная и военная психология. М: ВПА, 1990. С. 135. 3См.: Государственная оборона России. М,: ВУ Русский путь. 2002, С. 488 инициатива, взаимная выручка в бою, дисциплинированность. С этой целью организовывались боевые стрельбы, двухсторонние тактические учения с применением боевого оружия, длительные походы, на которых создавалась боевая обстановка, вынуждающая войска действовать «яко в самом деле». Каждому воину вменялось в обязанность «... во всем так поступать, как честному, верному послушному, храброму и неторопливому солдату надлежит».1 Выдающиеся русские полководцы и флотоводцы П.А. Румянцев, А.В.Суворов, М.И. Кутузов, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н. Сенявин, П.С. Нахимов и другие, продолжая совершенствовать обучение и воспитание личного состава, большое внимание уделяли формированию у воинов моральнобоевых качеств.2По их мнению, решающей силой на войне являются люди, обладающими высокими морально-боевыми качествами, дисциплинированностью, храбростью, выносливостью, в совершенстве владеющих оружием. Значителен вклад в отечественную военнопедагогическую теорию и практику генерал фельдмаршала Петра Александровича Румянцева (Румянцева-Задунайского)-1725-1796гг., полководца времен Семилетней 1756-1763гт. и русско-турецкой 1768-1774гг. войн. Под его началом русские армии одержали немало славных побед3. Им было подготовлено значительное число разнообразных представлений царскому двору и распоряжений по армии, связанных с совершенствованием организации войсковой деятельности («Доклад Екатерине II об организации армии»),упрощение несения солдатами полевой службы-(«Обряд службы»), конкретной практикой работы командира пехотного полка («Инструкция пехотному полку полковнику, с приложением форм, штатов и табелей») правилами по обучению егерей, обеспечению дисциплины и порядка в !См.: Шворнна П.И. Воинские артикулы Петра I. М., 1940 . С.22. 2См.: Военная педагогика. Воениздат, М., 1973. С. 27-39. 3См.: Прунцев В.В. Полководец П.А. Румянцев. М.: Воениздат, 1946; 0.45; Созанович К.И. Жизнь графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского. М., 1803. С.34. |