Проверяемый текст
Жданов, Сергей Александрович; Повышение эффективности формирования морально-боевых качеств у военнослужащих-контрактников частей и подразделений сухопутных войск (Диссертация 2006)
[стр. 22]

Выдающиеся русские полководцы и флотоводцы П.А.Румянцев, A.B.Суворов, М.И.Кутузов, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, П.С.Нахимов и другие, продолжая совершенствовать обучение и воспитание личного состава, большое внимание уделяли формированию у воинов моральнобоевых качеств[281,с.95].
По их мнению, решающей силой на войне являются люди, обладающими высокими морально-боевыми качествами, дисциплинированностью, храбростью, выносливостью, в совершенстве владеющих оружием.
Значителен вклад в отечественную военнопедагогическую теорию и практику
внес генерал фельдмаршал П.А.
Румянцев, он настоятельно требовал от офицеров регулярно обучать войска, учить солдат всему необходимому и в жизни и в бою.
« Всякому ротному командиру,указывал он надлежит по одиночке всех своей роты унтерофицеров и солдат свидетельствовать и научать во всех знаниях, умеют ли порядочно обуваться, одеваться, ходить, стоять, пристойно говорить, ружьем верно ли делают приемы, твердо ли в маршировании и в оборотах, а от унтер-офицеров взыскивать и способов, каким образом других'научать...»[242,с.325].
Кроме того, офицерам предписывалось постоянно общаться с солдатами, знать их нужды и потребности, заботиться о своих
подчинснных[298,с.34].
Собственно российская военно-педагогическая мысль и практика всегда выгодно отличалась от соответствующих зарубежных подходов к обучению и воспитанию военнослужащих своим гуманизмом, элементами демократизма, свойственного крестьянскому общинному укладу жизни и самой русской педагогике, христианскому православии.

Эти многие и другие аналогичные идеи нашли развернутое выражение в «Инструкция ротным командирам...», подготовленной в 1774 году полковником С.Р.Воронцовым[57,с.35].
В данном оригинальном военнопедагогическом документе обосновано система учебно-воспитательной работы командира роты, которому рекомендовалось искусными «поучениями и токованиями каждому рядовому» внушать чувство собственного
2 2
[стр. 21]

инициатива, взаимная выручка в бою, дисциплинированность.
С этой целью организовывались боевые стрельбы, двухсторонние тактические учения с применением боевого оружия, длительные походы, на которых создавалась боевая обстановка, вынуждающая войска действовать «яко в самом деле».
Каждому воину вменялось в обязанность «...
во всем так поступать, как честному, верному послушному, храброму и неторопливому солдату надлежит».1 Выдающиеся русские полководцы и флотоводцы П.А.
Румянцев,
А.В.Суворов, М.И.
Кутузов, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.
Сенявин, П.С.
Нахимов и другие, продолжая совершенствовать обучение и воспитание личного состава, большое внимание уделяли формированию у воинов моральнобоевых
качеств.2По их мнению, решающей силой на войне являются люди, обладающими высокими морально-боевыми качествами, дисциплинированностью, храбростью, выносливостью, в совершенстве владеющих оружием.
Значителен вклад в отечественную военнопедагогическую теорию и практику
генерал фельдмаршала Петра Александровича Румянцева (Румянцева-Задунайского)-1725-1796гг., полководца времен Семилетней 1756-1763гт.
и русско-турецкой 1768-1774гг.
войн.
Под его началом русские армии одержали немало славных побед3.
Им было подготовлено значительное число разнообразных представлений царскому двору и распоряжений по армии, связанных с совершенствованием организации войсковой деятельности («Доклад Екатерине II об организации армии»),упрощение несения солдатами полевой службы-(«Обряд службы»), конкретной практикой работы командира пехотного полка («Инструкция пехотному полку полковнику, с приложением форм, штатов и табелей») правилами по обучению егерей, обеспечению дисциплины и порядка в !См.: Шворнна П.И.
Воинские артикулы Петра I.
М., 1940 .
С.22.
2См.: Военная педагогика.
Воениздат, М., 1973.
С.
27-39.
3См.: Прунцев В.В.
Полководец П.А.
Румянцев.
М.: Воениздат, 1946; 0.45; Созанович К.И.
Жизнь графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского.
М., 1803.
С.34.


[стр.,22]

войсках на отдыхе и во время похода и многое другое1.
П.А.
Румянцев настоятельно требовал от офицеров регулярно обучать войска, учить солдат всему необходимому и в жизни и в бою.
« Всякому ротному командиру,указывал он,надлежит по одиночке всех своей роты унтер-офицеров и солдат свидетельствовать и научать во всех знаниях, умеют ли порядочно обуваться, одеваться, ходить, стоять, пристойно говорить, ружьем верно ли делают приемы, твердо ли в маршировании и в оборотах, а от унтерофицеров взыскивать и способов, каким образом других научать...
».
Кроме того, офицерам предписывалось постоянно общаться с солдатами, знать их нужды и потребности, заботиться о своих
подчиненных.
Собственно российская военно-педагогическая мысль и практика всегда выгодно отличалась от соответствующих зарубежных подходов к обучению и воспитанию военнослужащих своим гуманизмом, элементами демократизма, свойственного крестьянскому общинному укладу жизни и самой русской педагогике, христианскому православии.

Во многом продолжил и развил эти прогрессивные стороны отечественной военной педагогики генерал-фельдмаршал Григорий Александрович Потёмкин (17391791).
Г.А.
Потёмкин в целом весьма демократично относился к армии и в смысле ее обмундировании, вооружения, обращения военнослужащих.
При этом он руководствовался принцами военной целесообразности, рациональности и полезности.
По его мнению, обучение войск должно быть свободным с учетом особенности обучаемых.
Г.А.
Потёмкин в приказе командиру Казанского кирасирского полка от 27 октября 1774 года требовал от офицеров учить солдат « избегая сколько можно бесчеловечных и в обычай приведенных к сему побой, творящих службу отвратительно, но ласковым и терпеливым всего истолкованием, узнав твердость чему, они подчиненных обучать обязаны, избегнут случая сами делать нечаянные ошибки и тем приобретут полную их доверенность, любовь и почтение, ‘См.: История отечественной и зарубежной педагогики в трех частях./Учеб.
пособ./ Голицино.
1995.4 III, С.26 2См.: О долге и чести воинской в российской армии.
М., Воениздат.
С.
34-35.
22

[стр.,23]

исполняя сим как прямую пользу службе, так и человеколюбивое...
намерение»1.
Через крепостной уклад общественной жизни, отношения к человеку низшего происхождения не могли подняться от уровня рабовладельческих, распространяясь не только на крестьянскую массу, но и на мещан, мелкопоместных и низкопородных дворян, ремесленный люд.
В такой обстановке офицерская знать переносила царившие в их родовых поместьях произвол и барское беззаконие на своих армейских подчиненных, призванных на государственную военную службу людей.
Но если подневольные крепостные рабы были обязаны выполнять только хозяйские прихоти, то перед солдатами стояли задачи куда более значимые: защита государственного строя, своего Отечества от нашествий.
Следовательно, к такому народу нельзя подходить с общей помещичьей меркой и видеть в нем покорных и безропотных исполнителей чужой воли и прихотей.
Солдат в бою должен был, зачастую, принимать самостоятельные решения, от которых зависел успех боевых действий.
Для этого ему требовалось специальная военная подготовка, свободная от бессмысленного насилия, Л унижений и оскорблений*.
Эти многие и другие аналогичные идеи нашли развернутое выражение в «Инструкция ротным командирам...», подготовленной в 1774 году полковником С.Р.
Воронцовым.
В данном оригинальном военнопедагогическом документе обосновано система учебно-воспитательной работы командира роты, которому рекомендовалось искусными «поучениями и токованиями каждому рядовому» внушать чувство собственного
достоинства, любви и преданности полку, храбрость и верность долгу «своего звания», уважения к службе, строю и порядку, стремления к познанию военного дела.
Инструкция вменяла в обязанности командиру 1Цит.
по Шахмагонов Н.
Чудный вождь Потемкин.
В кн.: Дорогами тысячелетий: Сб.
ист.
ст.
и очерков.
Кн.4.
Сост.
В.П.
Янков.
М.: Молодая гвардия, 1991.
С.12.
2 См.: История отечественной и зарубежной педагогики в трех частях.
Учеб.
пособ.
Голицино.1995.
С.28.

[Back]