Проверяемый текст
Жданов, Сергей Александрович; Повышение эффективности формирования морально-боевых качеств у военнослужащих-контрактников частей и подразделений сухопутных войск (Диссертация 2006)
[стр. 23]

достоинства, любви и преданности полку, храбрость и верность долгу «своего звания», уважения к службе, строю и порядку, стремления к познанию военного дела.
Инструкция вменяла в обязанности командиру
«помогать своими советами, изыскивать для солдат все выгоды, какие только от него зависят, без нарушения службы».
« За маршировку и за приемы, подчеркивает автор обстоятельного военно-педагогического труда, отнюдь не бить».
Ведь дерется «только ленивый незнающий офицер».
Бить солдата «безрассудно и бесчеловечно»
[153,с.43].
Таким образом, первоначально процесс обобщения и передачи опыта формирования морально-боевых качеств носил стихийный характер и передавался из поколения в поколение в устных и практических формах.
С появлением письменности военно-педагогическая мысль отражалась в летописях, поучениях, государственных актах, а также военно-исторических и художественных произведениях.
В дальнейшем подготовка армии* приобретала все более осознанные формы, которые находили свое отражение в уставах, наставлениях и инструкциях[312,с.32].
Их основными* идеями? были регулярное обучение и постоянное воспитание воинов.
От солдата требовалось; «честно служить государю, знать свое место в строю и в бою, не жалеть «тела» своего, быть готовым отдать жизнь задруги
своя»[6,с.27].
Наиболее ярко и полно все это воплотилось в военно-педагогической деятельности великого русского полководца, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
В известной «Науке побеждать» A.B.Суворов дал почти исчерпывающий для того времени и не устаревший и по ныне перечень основных качеств необходимых воину: любовь к Отечеству, чувство воинского долга, уверенность в победе, сообразительность, находчивость, взаимовыручка, твердая воля, инициатива, военная хитрость, активность и
т.д.[303,с.175].
Для формирования этих и других качеств рекомендовалось использовать .
традиции «славных прошлых побед»[305,с.274], идей освободительной миссии русской армии, беседы о подвигах, победах и
23
[стр. 23]

исполняя сим как прямую пользу службе, так и человеколюбивое...
намерение»1.
Через крепостной уклад общественной жизни, отношения к человеку низшего происхождения не могли подняться от уровня рабовладельческих, распространяясь не только на крестьянскую массу, но и на мещан, мелкопоместных и низкопородных дворян, ремесленный люд.
В такой обстановке офицерская знать переносила царившие в их родовых поместьях произвол и барское беззаконие на своих армейских подчиненных, призванных на государственную военную службу людей.
Но если подневольные крепостные рабы были обязаны выполнять только хозяйские прихоти, то перед солдатами стояли задачи куда более значимые: защита государственного строя, своего Отечества от нашествий.
Следовательно, к такому народу нельзя подходить с общей помещичьей меркой и видеть в нем покорных и безропотных исполнителей чужой воли и прихотей.
Солдат в бою должен был, зачастую, принимать самостоятельные решения, от которых зависел успех боевых действий.
Для этого ему требовалось специальная военная подготовка, свободная от бессмысленного насилия, Л унижений и оскорблений*.
Эти многие и другие аналогичные идеи нашли развернутое выражение в «Инструкция ротным командирам...», подготовленной в 1774 году полковником С.Р.
Воронцовым.
В данном оригинальном военнопедагогическом документе обосновано система учебно-воспитательной работы командира роты, которому рекомендовалось искусными «поучениями и токованиями каждому рядовому» внушать чувство собственного достоинства, любви и преданности полку, храбрость и верность долгу «своего звания», уважения к службе, строю и порядку, стремления к познанию военного дела.
Инструкция вменяла в обязанности командиру
1Цит.
по Шахмагонов Н.
Чудный вождь Потемкин.
В кн.: Дорогами тысячелетий: Сб.
ист.
ст.
и очерков.
Кн.4.
Сост.
В.П.
Янков.
М.: Молодая гвардия, 1991.
С.12.
2 См.: История отечественной и зарубежной педагогики в трех частях.
Учеб.
пособ.
Голицино.1995.
С.28.


[стр.,24]

«помогать своими советами, изыскивать для солдат все выгоды, какие только от него зависят, без нарушения службы».
« За маршировку и за приемы, подчеркивает автор обстоятельного военно-педагогического труда, отнюдь не бить».
Ведь дерется «только ленивый незнающий офицер».
Бить солдата «безрассудно и бесчеловечно»1.

Таким, образом, первоначально процесс обобщения и передачи опыта формирования морально-боевых качеств носил стихийный характер и передавался из поколения в поколение в устных и практических формах.
С появлением письменности военно-педагогическая мысль отражалась в летописях, поучениях, государственных актах, а также военно-исторических и художественных произведениях.
В дальнейшем подготовка армии приобретала все более осознанные формы, которые находили свое отражение в уставах, наставлениях и инструкциях .
Их основными идеями были регулярное обучение и постоянное воспитание воинов.
От солдата требовалось: «честно служить государю, знать свое место в строю и в бою, не жалеть «тела» своего, быть готовым отдать жизнь задруги
своя»3.
Глубокое понимание имевшихся в то время армейских противоречий и ведение путей их преодоления было свойственно многим передовым военным деятелям русской армии в период царствования Екатерины II.
В своей практической деятельности они стремились развивать старательное отношение всех военных к воинскому долгу, чести и воинскому призванию защитника Отечества, настоятельно требовали гуманного подхода к простому солдату.
Как отмечали, современники основными средствами военного воспитания для них служили разнообразные меры, способствовавшие развитию и возвышению нравственного духа солдата 1См.: О долге и чести воинской в российской армии.
М., Воениздат.
С.38-40 2 См.: "Уложения о службе" (1556), "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе" (1571 г.), "Военная книга" (1607), "Устав ратных, пушечных и других дел касающихся до военной службы" (1621), "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей" (1674) и др.
3 См.: Алехин И.А.
Развитие военно-педагогической мысли России в 18-м веке: Дис.
...
канд.
пед.
наук.
М.: ГА ВС, 1995.


[стр.,25]

воина и войсковых частей в их полковой совокупности, правильные дисциплинарные отношения, строгий порядок в процессе внутренней и гарнизонной службу, а также соответствующему высокому предназначению солдат приемы и правила обучения.
Наиболее ярко и полно все это воплотилось в военно-педагогической деятельности великого русского полководца, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
В известной «Науке побеждать» A.B.
Суворов дал почти исчерпывающий для того времени и не устаревший и по ныне перечень основных качеств необходимых воину: любовь к Отечеству, чувство воинского долга, уверенность в победе, сообразительность, находчивость, взаимовыручка, твердая воля, инициатива, военная хитрость, активность и
т.д.1Для формирования этих и других качеств рекомендовалось использовать традиции славных прошлых побед, идей освободительной миссии русской армии, беседы о подвигах, победах и наградах полка и его солдат, личный пример начальников, занятия, учения, манёвры.
Прогрессивные русские полководцы и флотоводцы боролись против муштры и бессмысленных приёмов в обучении, ратовали за такую учебу, которая вызывала бы у солдат интерес, заставлял их инициативно действовать в различных условиях, помогала им быть бодрыми, смелыми, выносливыми, мужественными и стойкими.
A.B.
Суворов и другие полководцы основным средством формирования морально-боевых качеств, считали боевую подготовку.2 Проводимые ими учения отличались высокой динамичностью, что требовало от солдат проявлять выносливость, подвижность, готовность с ходу вступать в бой.
Солдат учили действовать быстро, решительно, смело.
Учения осуществлялись в любую погоду, днем и ночью, на пересеченной местности при полной напряженности психических и физических сил воинов.
В ходе обучения использовали различные состязания, воспитавшие честолюбие и активность солдат.
С целью 1См.: Суворов A.B.
Наука побеждать.
Воениздат, М., 1941.
С.
31 2Фельдмаршал Румянцев.
Сборник документов и материалов.
ОГИЗ, М., 1947.
С.77.

[Back]