придавалось «нравственному элементу». Служба в армии считалась, государственным долгом, а воинское дело рассматривалось «как первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны своего Отечества». А это, в свою очередь, требовало привлечения офицерских кадров к непосредственному обучению и воспитанию подчиненных. Стало очевидным, что офицер должен обладать такими профессиональными качествами как широта и глубина ума, гибкость и самостоятельность суждений[148,с.214]. Всё более отчётливые очертания приобретают мысли по поводу познаний качеств, необходимых офицерскому составу, а также приёмов и средств их формирования. Важным при формировании морально-боевых качеств солдат у офицеров считались качества самостоятельности мышления, ибо «не уметь хорошо выражать свои мысли недостаток, но не иметь мыслей ещё гораздо болыний...»[316,с.184]. Рекомендовалось также развивать в каждом качества самооценки для того, «чтобы он был свободен от самомнения, не преувеличивал своих достоинств, и не падал духом от сознания своих недостатков; воин должен привыкнуть к строгой', критики* его качеств, а также научиться беспристраспю уважать чужое превосходство, знание и опытность» [316,с. 184]. Усилия, видных военных деятелей Д.А.М илютина Г.В;Жомини, М.И.. Драгомирова, Н:Н.Обручева и других имела, успех по внедрению в военноучебных заведениях суворовских методов обучения и воспитания привели к обогащению содержания учебных программ боевым опытом последних войн[146,с.]84]. Это в определенной мере усилило и конкретизировало формирование морально-боевых качеств у воинов. Идеи, выдвигавшиеся военными педагогами второй половины XIX века[156,с.21], нашли отражение в официальных документах, регламентирующих процесс воспитания в частях и подразделениях: «Офицеры должны иметь в виду, что их дело не только преподавать науки, но и влиять на воспитание воииов...»[154,с.54]. 27 9 |
было положено одно из следующих начал: нравственное воспитание солдат должны осуществляться постепенно, планомерно, с учётом возраста и развития воинов. Каждое новое качество, моральное правило должно вытекать из предыдущего опыта их формирования. Задаче планомерного формирования морально-боевых качеств солдат служила подробная отчётность офицероввоспитателей о своихпитомцах. Итоги Крымской войны остро поставили вопрос о повышении эффективности процесса воспитания войск в условиях резкого сокращения сроков службы солдат и значительно возросшей технической оснащенности русской армии. А это, в свою очередь, требовало привлечения офицерских кадров к непосредственному обучению и воспитанию подчиненных. Стало очевидным, что офицер должен обладать такими профессиональными качествами как широта и глубина ума, гибкость и самостоятельность суждений. Всё более отчётливые очертания приобретают мысли по поводу познаний качеств, необходимых офицерскому составу, а также приёмов и средств их формирования. Важным при формировании морально-боевых качеств солдат у офицеров считались качества самостоятельности мышления, ибо «не уметь хорошо выражать свои мысли недостаток, но не иметь мыслей ещё гораздо больший...»1. Рекомендовалось также развивать в каждом качества самооценки для того, «чтобы он был свободен от самомнения, не преувеличивал своих достоинств, и не падал духом от сознания своих недостатков; воин должен привыкнуть к строгой критики его качеств, а также научиться беспристрастно уважать чужоепревосходство,знаниеи опытность»2. Усилия видных военных деятелей Н. Бутовского, Д.А. Милютина, М.И. Драгомирова, С. О. Макарова и других по внедрению в военно-учебных заведениях суворовских методов обучения и воспитания привели к обогащению содержания учебных программ боевым опытом последних войн2. Эго в 1См.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. СП б. 1907. С.25. 2См.: БобровскийП.О.Юнкерскиеучилища -Спб., 1900,Т2. С. 523. определенной мере усилило и конкретизировало формирование моральнобоевых качеств у воинов. Идеи, выдвигавшиеся военными педагогами второй половины XIX века, нашли отражение в официальных документах, регламентирующих процесс воспитания в частях и подразделениях: «Офицеры должны иметь в виду, что их дело не только преподавать науки, но и влиять на воспитание воинов...»1. Определенное влияние в развитии военно-педагогических взглядов на формирование морально-боевых качеств у воинов армии и флота шло под влиянием прогрессивной педагогической мысли России. Выдающиеся педагоги высшей школы России второй половины XIX и начала XX века Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Н.И. Попов, Н.И. Пирогов, К, Д. Ушинский и др. были тесно связаны с работой военно-учебных заведений и внесли заметный вклад в развитие прогрессивной военно-педагогической мысли2. Серьезной проверкой системы формирования морально-боевых качеств оказалась русско-японская война, показавшая проблемы подготовки воинов к боевым действиям и некоторых аспектов обучения и воспитания в армии. Именно в этом направлении требовались кардинальные меры для разрешения обострившихся до крайностей противоречий. Поэтому в частях и подразделениях начинает уделяться столь пристальное внимание системности и последовательности формирования морально-боевых качеств будущих офицеров. Совершенствуются взгляды на методы воспитания. Главная задача формирования морально-боевых качеств формулировалась следующим образом: «...чтобы усвоенные взгляды и убеждения неотступно проводились в самой жизни»3. 1 См.: «Инструкция, определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в военных училищах». Спб., 1900, С. 54. 2См.: Ушинский К.Д.. Собр. соч. М.., 1948.Т.2. С.29. 3 См.: Максимов B.C. Пути совершенствования методической системы полка. М: ВПА, 1983. С.65. |