была перестроена в соответствии с потребностями фронта. В целях воспитания морально-боевых качеств использовалось политическое, воинское, культурное воспитание и боевая подготовка войск[213,с.325]. Главное внимание уделялось формированию боевой стойкости, упорства и активности в обороне, высокого наступательного духа, настойчивости, решительности, самообладания, быстроты действий, военной хитрости, сноровки, войскового товарищества, взаимовыручки в бою, дисциплинированности, выносливости, мужества, веры в своё оружие, чувства воинской чести, презрения к трусам и паникёрам, ненависти к врагам. В воспитании высоких морально-боевых качеств широко использовались примеры героизма, стойкости, верности воинскому долгу, самопожертвованию во имя Родины. Пропаганда примеров успешной борьбы с танками и самолётами, встречи с лучшими истребителями танков и. др. Среди воинов распространялись листовки, брошюры, памятки, рассказывающие о способах борьбы с вражеской техникой иоружием. Широко пропагандировались боевые традиции^ и героическое прошлое советского народа, патриотические песни, музыка, кинофильмы, художественная литература. Огромное воспитательное влияние на проявление воинами смелости, отваги, мужества, героизма и т.п. оказывало живое слово и пример командира. Так во время боев под Ярцевом генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский и генерал И.П.Камсра в открытую стояли под огнем противника, увидев стоящих генералов, бойцы остановились, тем самым прекратилось беспорядочное отступление наших солдат[278,с.127]. Особое внимание уделялось формированию у воинов морально-боевых качеств непосредственно перед боевыми действиями, вовлечением их в активную боевую деятельность: атаки и контратаки, активная разведка, нападение на тылы противника, образование специальных групп бойцов для истребления танков, форсирование водных преград с хода. Вместе с тем 33 |
учить войска тому, что необходимо на войне1. Поэтому из методов являются те, которые обеспечивают активность и самодеятельность обучаемых, готовят одиночного квалифицированного бойца и содействуют слаживанию подразделения, а также способствуют перенесению центра тяжести обучения в поле, в обстановку, приближенную к боевой. При этом высказывались предположения о более активном применении демонстративного, подражательного, активно-трудового, лабораторного, исследовательского и группового методов2. Огромный опыт по воспитанию у советских воинов высоких моральноЛ боевых качеств был накоплен в годы Великой Отечественной войны. Вся система воспитания и обучения войск в этот период была перестроена в соответствии с потребностями фронта. В целях воспитания морально-боевых качеств использовалось политическое, воинское и культурное воспитание, боевая подготовка войск. Главное внимание уделялось формированию боевой стойкости, упорства и активности в обороне, высокого наступательного духа, настойчивости, решительности, самообладания, быстроты действий, военной хитрости, сноровки, войскового товарищества, взаимовыручки в бою, дисциплинированности, выносливости, мужества, веры в своё оружие, чувства воинской чести, презрения к трусам и паникёрам, ненависти к врагам и др.4 В многочисленных войнах народы России защищали свою великую державу. На Куликовском поле покрыли себя славой не только русская, но и литовские дружины князей Ольгердовичей. Многонациональным было ополчение Пожарского и Минина. В 1812 году на помощь Москве пришла татарская, башкирская и калмыцкая конница Князь Багратион гордый потомок грузинских царей в гневе после сдачи Наполеону Смоленска восклицал: 1 См.: Елинский И.С. Развитие теории и практики обучения и воспитания советских воинов в период 1924-1928 гг. Автореферат канд. дис. -М., 1968, С.45. 2См.: Хаханьян Г.Д. Основы военной психологии. М., 1929. С.34. 3См. Военная педагогика. М.: Воениздат, 1966, С. 42-49. 4 Кравчун Н.С. Развитие теории и практики воспитания советских воинов. Автореферат доктор, дис. М.: ВПА. С.24-25. 37 «Скажите, ради бога, что наша Россия мать наша скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам? Чего трусить и кого бояться?». Генерал Багратион не отделял любви к родной Грузии от верности общему Отечеству всех россиян. Русскими офицерами называли себя М.Б. Барклай-де-Толли, И.В.Гурко и другие. В 1942 году в грозные для нашей Родины дни газета "Правда" писала: «Народы мира говорят о «чуде, Сталинского града». Не видала никогда человеческая история такой самоотверженной обороны, такого героического упорства. А кто защищает Сталинград? Кто стоял в нем железной стеной? Русские люди рядом с украинцами и белорусами, рядом с узбеками, грузинами, армянами, азербайджанцами, с сынами всей многонациональной советской державы. На святом деле защиты Отечества побраталась вся советская страна». Защита своего Отечества издревле у народов России рассматривалась как высшая обязанность человека. Поэтому закономерно, что на льду Чудского озера и на Калке, под Полтавой, Измаилом и у Бородина, под Москвой и Сталинградом во всех многочисленных сражениях российский солдат неизменно проявлял превосходящие врага стойкость, мужество, верность воинскому долгу и ратное мастерство. И хотя между этими событиями пролегли столетия, необоримый дух их участников питало общее для всех поколений чувство любовь к родной земле, своей Отчизне. Общественное сознание россиян давно и прочно связало воедино патриотизм и выполнение функциональных обязанностей по защите Родины. В воспитании высоких морально-боевых качеств широко использовались примеры героизма, стойкости, верности воинскому долгу, самопожертвованию во имя Родины. Пропаганда примеров успешной борьбы с танками и самолётами, встречи с лучшими истребителями танков и др. Среди воинов распространялись листовки, брошюры, памятки, рассказывающие о способах борьбы с вражеской техникой и оружием. Широко пропагандировались боевые традиции и героическое прошлое советского народа, патриотические песни, музыка, кинофильмы, художественная литература. Огромное воспитательное влияние на проявление воинами смелости, отваги, мужества, героизма и т.п. оказывала личная агитация. Живое слово и пример командира.1 Большое значение для воспитания у воинов высоких морально-боевых качеств имело награждение воинов и частей орденами, почетными знаменами, присвоение частям звания гвардейских, письма и воззвания военных советов фронтов, армий, соединений. Например, только за оборону Москвы 110 солдат и партизан удостоены звания Героя Советского Союза, 36000 солдат, сержантов и офицеров было награждено орденами и медалями. Особое внимание уделялось формированию у воинов морально-боевых качеств непосредственно перед боевыми действиями, вовлечением их в активную боевую деятельность: атаки и контратаки, активная разведка, нападение на тылы противника, образование специальных групп бойцов для истребления танков, форсирование водных преград с хода. Вместе с тем применялось «обкатывание» воинов танками, практические стрельбы по Л трофейным танкам и т.п. Всё это закаляло боевой дух войск. Формированию высоких морально-боевых качеств в годы войны содействовала подготовка войск к боевым действиям в условиях максимально близких к боевой обстановке. Военный совет фронта потребовал обучать все войска в составе подразделений от взвода до батальона со средствами усиления, действиям по захвату высот днём и ночью, применяя как фронтальное наступление, так и обходные охваты, движения по тропам и без дорог, лесистым ущельям, склонам и хребтам гор с преодолением крутых подъёмов и т.п. Особое внимание при этом обращалось на подготовку личного состава к ориентированию в горно1 Новиков П.Г. и коллектив. Идеологическая работа КПСС на фронте (1941-1945). М., Воениздат, 1960. С.49. Кравчук Н.С. Развитие теории и практики воспитания советских воинов. Рукопись доктор. Дис. С.362-363. |