ются гуманизмом, самодисциплиной, бескорыстностью, самоотверженностью, отсутствием материальных выгод и привилегий, несмотря на сложность и напряженность боевой обстановки. В содержании процесса формирования морально-боевых качеств в современной военно-педагогической науке различают две стороны объективную и субъективную. Объективная сторона морально-боевых качеств обусловлена внешнеполитическими и иными обстоятельствами, необходимостью надежного обеспечения вооруженной защиты Отечества, предотвращения вооруженных конфликтов[178,с.18]. Субъективная сторона формирования морально-боевых качеств складывается из нескольких компонентов. Во-первых, это те цели и задачи военно-политического руководства, которые ставятся государством перед Вооруженными Силами. Во-вторых, способность курсанта правильно понять требования воинского долга, осмыслить свою роль в их выполнении, осознать, проникнуться-стремлением и волей быть до конца верным своему воинскому долгу, военной присяге. В целом субъективная сторона формирования морально-боевых качеств выражает степень осознания военнослужащим предъявляемых к нему обществом и государством требований, его сознательное отношение к ним. Глубоко осознанная и добровольно принятая на себя военнослужащим готовность к боевым действиям становится духовной ценностью, внутренним основанием всей его деятельности; могучим рычагом совершенствования[252,с.256]. Анализ военно-педагогической литературы показывает, что в содержании морально-боевых качеств как духовной ценности личности российского воина выделяется политический аспект. Выполняя в своем предназначении политическую функцию вооруженную защиту Отечества, Конституции РФ, Государства, каждого гражданина, армия не может быть вне военной 44 |
проявления этой деятельности, как правило, характеризуются гуманизмом, самодисциплиной, бескорыстностью, самоотверженностью, отсутствием материальных выгод и привилегий, несмотря на сложность и напряженность боевой обстановки. В содержании процесса формирования морально-боевых качеств в современной военно-педагогической науке различают две стороны объективную и субъективную. Объективная сторона морально-боевых качеств обусловлена внешнеполитическими и иными обстоятельствами, необходимостью надежного обеспечения вооруженной защиты Отечества, предотвращения вооруженных конфликтов1. Субъективная сторона формирования морально-боевых качеств складывается из нескольких компонентов. Во-первых, это те цели и задачи военно-политического руководства, которые ставятся государством перед Вооруженными Силами. Во-вторых, способность военнослужащего, проходящего службу по контракту, правильно понять требования воинского долга, осмыслить свою роль в их выполнении, осознать, проникнуться стремлением и волей быть до конца верным своему воинскому долгу, военной присяге. В целом субъективная сторона формирования морально-боевых качеств выражает степень осознания военнослужащим предъявляемых к нему обществом и государством требований, его сознательное отношение к ним. Глубоко осознанная и добровольно принятая на себя военнослужащим готовность к боевым действиям становится духовной ценностью, внутренним основанием всей его деятельности; могучим рычагом совершенствования1. Анализ военно-педагогической литературы показывает, что в содержании морально-боевых качеств как духовной ценности личности российского воина выделяется политический аспект. Выполняя в своем предназначении 1См.: Концепция военно-патриотического воспитания молодежи М., 1998, политическую функцию вооруженную защиту Отечества, Конституции РФ, Государства, каждого гражданина, армия не может быть вне военной политики государства и своего народа. Следовательно, содержание моральнобоевых качеств военнослужащего как духовной ценности включает и политический аспект, так как выполнение воином долга перед Родиной связано с выполнением вышеперечисленной функции Вооруженных Сил России2. Морально-боевые качества содержат в себе и юридический аспект. В своем большинстве военнослужащие правильно понимают требования, предъявляемые к ним по выполнению задач, связанных со службой в армии, сознательно и добросовестно выполняют служебные обязанности, совершенствуют воинское мастерство и т.д. для успешной деятельности в боевой обстановке. Однако в последнее время участились случаи сознательного уклонения от выполнения воинского долга по службе в Вооруженных Силах. Такие попытки не только ведут к конфликту с требованиями нравственных норм, но и являются нарушением законов с вытекающими из этого последствиями. Наряду с юридическим и политическим аспектами содержание моральнобоевых качеств включает также и нравственный аспект. Исполнение воином своего долга является прекрасной школой формирования необходимых морально-боевых качеств, нравственного самоутверждения в глазах окружающих. Недаром так живуча крылатая фраза Гете: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть»3. Для полного исполнения своего долга в боевой обстановке военнослужащему всегда нужны такие духовные качества, как убеждения, прочные и глубокие знания, саморегуляция и сильная воля. Именно человек долга способен в нужную, крайнюю минуту закрыть грудью дышащую смертью амбразуру, пойти на таран вражеского самолета, не 1См.: Петрий П.В. Духовные ценности военнослужащих Российской Армии: содержание и специфика формирования . М, 1988. С. 10. 2См.. Петрий П В. Духовные ценности военнослужащих Российской Армии: содержание и специфика формирования. М, 1988. С. 18. 3См.: Лихтенштадт В.О. Гете. Петербург.: Госиздат.1920. С.390 |