повседневных будней. Сознательное выполнение воинского долга способствует проявлениям высокого уровня нравственной зрелости воинов, и их гражданской позиции. Это подтверждается многочисленными примерами из отечественной истории, из жизни Вооруженных Сил России. Сознательное героическое выполнение воинского долга солдатами и офицерами Советской Армии в годы Великой Отечественной, в Афганистане, при ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС, российскими военнослужащими на Северном Кавказе, в Югославии, в Южной Осетии служат сегодня яркими образцами в деле формирования морально-боевых качеств военнослужащего. Вместе с тем, результаты проведенного исследования показывают, что не всегда воинский долг выполняется всеми военнослужащими добросовестно. В жизни всё гораздо сложнее и противоречивее. Еще присутствуют в воинской среде случаи неуставных взаимоотношений, отказа от выполнения учебнобоевых задач по различным мотивам, воровства, пренебрежительного или грубого отношения к сослуживцам и др. И все же, наверное, не случайно мы и сегодня нередко определяем меру авторитета и доверия к человеку ответомна вопрос: «Пошел бы я с ним в.разведку, в бой?». Рассматривая содержание процесса формированияморально-боевых качеств у курсантов в диссертации удалось выявить ряд особенностей как сущностного; так и содержательного характера. Военнослужащий глубоко осознавший воинский долг как духовную ценность, отличается, следующими морально-боевыми характеристиками: четко знает свои общественно-политические обязанности, прежде всего военно-профессиональные, служебные; имеет глубокую внутреннюю убежденность в необходимости выполнения своего конституционного долга защищать Отечество; обладает положительно направленными волевыми качествами; высоко организован, обладает чувством личного достоинства, сознательно выполняет требования воинской дисциплины; инициативен в общественной жизни воинского подразделения; |
отступить перед лицом грозной опасности, стойко преодолевать трудности повседневных будней. Сознательное выполнение воинского долга способствует проявлениям высокого уровня гражданской зрелости воинов, их нравственной позиции. Это подтверждается многочисленными примерами из отечественной истории, из жизни Вооруженных Сил России. Сознательное героическое выполнение воинского долга солдатами и офицерами Советской Армии в годы Великой Отечественной, в Афганистане, при ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС, российскими военнослужащими на Северном Кавказе в Югославии, служат сегодня яркими образцами в деле формирования моральнобоевых качеств военнослужащего, проходящего службу по контракту, молодой российской армии. Вместе с тем, результаты проведенного исследования показывают, что не всегда воинский долг выполняется всеми военнослужащими добросовестно. В жизни всё гораздо сложнее и противоречивее. Еще присутствуют в воинской среде случаи неуставных взаимоотношений, отказа от выполнения учебнобоевых задач по различным мотивам, воровства, пренебрежительного или грубого отношения к сослуживцам и др. И все же, наверное, не случайно мы и сегодня нередко определяем меру авторитета и доверия к человеку ответом на вопрос: «Пошел бы я с ним в разведку, в бой?». Рассматривая содержание процесса формирования морально-боевых качеств у военнослужащих, проходящих службу по контракту, в диссертации удалось выявить ряд особенностей как сущностного, так и содержательного характера. Военнослужащий, проходящий службу по контракту глубоко осознавший воинский долг как духовную ценность, отличается, следующими морально-боевыми характеристиками: четко знает свои общественно-политические обязанности, прежде всего военно-профессиональные, служебные; имеет глубокую внутреннюю убежденность в необходимости выполнения своего конституционного долга защищать Отечество; обладает положительно направленными волевыми качествами; высоко организован, обладает чувством личного достоинства, сознательно выполняет требования воинской дисциплины; инициативен в общественной жизни воинского подразделения; воинский долг реализуется как естественное самовыражение, доставляющее воину духовное и физическое удовлетворение1. Основное содержание морально-боевых качеств вытекает из социальной природы российского общества, сущности и назначения Вооруженных Сил РФ, стоящих на страже национальной независимости, свободы и безопасности страны, в условиях, когда решение оборонных задач «должно обеспечить предотвращение войны, а в случае агрессии извне её гарантированное отражение»2. Морально-боевые качества отличаются от других качеств личности военнослужащего и определены особенностями, связанными с требованиями ведения современного боя. Эти требования конкретизируются в общие обязанности воинской службы, отраженные в различных военно-правовых документах, прежде всего военной присяге и общевоинских уставах, наставлениях. Производными от них являются обязанности военнослужащих по отношению друг к другу, к военной присяге, к военной технике, оружию и т.д. Морально-боевые качества военнослужащего выражаются в том, чтобы быть верным военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни защищать Российскую Федерацию, проявлять бдительность, дисциплинированность, ответственность, честность, храбрость, беспрекословно подчиняться начальникам и защищать их в бою, стойко переносить трудности военной службы, твердо знать, умело и добросовестно выполнять требования уставов и свои обязанности и т.д. 1См.: Аядрощюк 2См.: Конституция Российской Федерации. М: Политиздат .-1993. Ст.59. |