В.А.Сухомлинский, —за все созданное нашим народом может стать моральным приобретением каждого человека лишь при условии, если в его душе утвердится глубоко личное отношение к этой идее, а оно невозможно без утонченного чувства долга перед обществом[302,с.18]. В практической деятельности у военнослужащих, выбравших профессию «Родину защищать» [62,0.45], формируются не только сознание, но и личное отношение к тому, что они видят и делают, у них возникают чувства, органически связанные с переживанием своего отношения к обязанностям. Чувство вообще играют большую роль в жизни человека. Они могут активизировать ответственное поведение и, наоборот, порождать неправильные действия и ошибки. Вместе с тем, глубоко сознающий свой воинский долг военнослужащий умеет сдерживать себя, тормозить проявление отрицательных чувств, управлять ими. Военнослужащий, обладающий развитым чувством долга, проявляет беспокойство за порученное дело; заботится о его выполнении в срок и с высоким качеством, испытывает глубокое чувство вины за неблаговидное поведение, искренне раскаивается в нем. Чувство воинского долга является важнейшим условием формирования правильных убеждений в необходимости-' строгого выполнения, своих обязанностей, ибо знания становятся убеждениями только в том случае, если они окрашены чувством, переживанием положительного отношения к ним, проверены на практике, в деятельности. Ретроспективный анализ проблемы формирования морально-боевых качеств у курсантов, а также результаты теоретического исследования позволили выявить и обосновать особенности этого процесса в современных условиях: Во-первых, морально-боевые качества имеют народный характер, сознательное бескорыстное стремление к защите национальных интересов, готовность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. Во-вторых, по своей сущности морально-боевые качества, как указывалось ранее, основаны на взаимопомощи, взаимовыручки не зависимо от |
на опасность «страх». Но его место в этом сложном букете чувств далеко не первое. Анализ литературы и войсковой практики показывает, что в условиях современной войны, где неизмеримо возросла психологическая нагрузка на военнослужащих, приобрел особую остроту вопрос о силе морально-боевых качеств. Очевидно, что уровень сформированности морально-боевых качеств у военнослужащих, проходящих службу по контракту находится в прямой зависимости от развития его эмоционально-патриотического сознания. "Идея личной ответственности, писал В.А.Сухомлинский, за все созданное нашим народом может стать моральным приобретением каждого человека лишь при условии, если в его душе утвердится глубоко личное отношение к этой идее, а оно невозможно без утонченного чувства долга перед обществом1. В практической деятельности у военнослужащих, проходящих службу по контракту, формируются не только сознание, но и личное отношение к тому, что они видят и делают, у них возникают чувства, органически связанные с переживанием своего отношения к обязанностям. Чувство вообще играют большую роль в жизни человека. Они могут активизировать ответственное поведение и, наоборот, порождать неправильные действия и ошибки. Вместе с тем, глубоко сознающий свой воинский долг военнослужащий умеет сдерживать себя, тормозить проявление отрицательных чувств, управлять ими. Военнослужащий, обладающий развитым чувством долга, проявляет беспокойство за порученное дело; заботится о его выполнении 1 См; Сухомлинский В.А. Рождение гражданина //Избр. Педагогия, соч. М.: Педагогика.1979. -Т.З.-С.464. ' См.: Власов И.Н. Долг, честь и достоинство советских воинов: Дис. ...канд. философ, наук. М.: 1949; Морозов В.И. Проблема воинского долга в марксистской этике; Дис. ...канд. философ, наук. М.: 1956; Морозов В.И. Значение сознания и чувства воинского долга в формировании морально-боевых качеств советских воинов. -Труды ВПА им. В.И. Ленина. Т. 18. М.: ВПА. 1958.; Кузнецов Н.П. Воспитание у солдат и сержантов Советской Армии верности воинскому долгу в современных условиях: Дис. ...канд. пед. наук. М., 1960 в срок и с высоким качеством, испытывает глубокое чувство вины за неблаговидное поведение, искренне раскаивается в нем. Чувство воинского долга является важнейшим условием формирования правильных убеждений в необходимости строгого выполнения своих обязанностей, ибо знания становятся убеждениями только в том случае, если они окрашены чувством, переживанием положительного отношения к ним, проверены на практике, в деятельности. Историко-педагогический анализ проблемы формирования моральнобоевых качеств, а также результаты теоретического исследования позволили выявить и обосновать особенности этого процесса в современных условиях: Во-первых, морально-боевые качества имеют народный характер, сознательное бескорыстное стремление к защите национальных интересов, готовность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. Во-вторых, по своей сущности морально-боевые качества, как указывалось ранее, основаны на взаимопомощи, взаимовыручки не зависимо от социального положения и национальной принадлежности, так как определены многонациональным составом нашего государства Российской Федерации. В-третьих, характерной особенностью морально-боевых качеств является державность. Она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия1. 1 См.: Петраш П.Ф. О воинском долге. Труды Киевского высшего инженерного радиотехнического училища войск ПВО страны. N 26. С.16.; Селецкий В.И. Верность присяге долг и критерий нравственности советских воинов. Те же труды. № 30. -1962.; Миловилов АС Проблема советского воинского долга в марксистской этике М.: 1965.; Воинский долг и духовные силы советского воина, М.: 1966.; Миловидов АС. Коммунистическая мораль и воинский долг. М., 1979. См.: Лобов В.И, Галушко Ю.А., Колесников A.A. О долге и чести в российской армии: собрание материалов, документов и статей М.: 1990; Григорьев АН. Воспитание ответственности за выполнение воинского долга у курсантов военного училища: Дис... канд пед. наук. М.: 1990; Петрий П.В.Духовные ценности военнослужащих российской армии в современных условиях (социально-философский анализ): Дис...канд философ, наук. М.: 1995; Соловьев С. Трансформация ценностей военной служ-бы//Социс. N 9. 1995.; Рыков С. Л. Патриотизм источник духовной силы российского воина /Ориентир. N 2 1996., Рыбчинчук АС. |