до больше посетителей, чем это позволяли санитарные нормы. При этом следует отметить, что когда у касс музеев стояли огромные очереди, мемориалы «вождя революции» принимали, как правило, лишь немногочисленные группы солдат, учащихся и слушателей системы политического просвещения. Но статистика того времени не фиксировала мотивы посещения музеев. Она показывала лишь общую картину роста их популярности, и представляла это как результат эффективной культурной политики государства. Во второй половине XX столетия формы руководства музейной деятельностью в России неоднократно обновлялись, повсеместно открывались новые музеи. В этот период в вузах культуры были созданы кафедры музееведения, и началась подготовка универсальных специалистов музейной деятельности высшей квалификации. Однако исходная функция историкопатриотического и нравственно-эстетического воспитания разных групп населения была возвращена музеям только в 1990-е годы, после крушения советской власти и распада Советского Союза. Этот период оказался очень сложным, поскольку протекал в обстановке глубокого социального кризиса. Тем не менее, он привел к значительным изменениям в сфере музейной деятельности. Прежде всего, учреждения социально-культурной сферы освободились от идеологического диктата и абсолютной заорганизованности, стали активнее выполнять функции, свойственные их специфике. По своей сути, музей это институт сохранения исторической памяти. И любой экспонат от чучела мамонта до живописного полотна Леонардо да Винчи или предметов археологических раскопок это овеществленная история человечества. Задача каждого музея как можно более глубоко и полно донести ее до сознания и сердца посетителя. Историческая память и историческое сознание формируются под воздействием различных факторов: историографии, фиксирующей результаты научных исторических исследований; исторической публицистики, оценивающей события настоящего через осмысление исторического опыта; научно-популярной исторической литературы, трансформирующей передачу исторических знаний в редуцированном, упрощенном виде; исторической учебной литературы, приспосабливающей результаты исторических изысканий к познавательным возможностям школьников, студентов и иных групп, вовлеченных в процесс обучения; исторической художественной литературы, интегрирующей изложение событий прошлого с художественным вымыслом |
3 3 кривую роста их популярности и представляла это как результат эффективной культурной политики. За вторую половику XX столетия неоднократно обновлялись формы руководства музейной деятельностью, продолжалось открытие новых музеев. В 80-х годах в рамках вузов культуры были созданы кафедры музееведения и началась подготовка универсальных специалистов музейной деятельности высшей квалификации. Однако возвращение музеев к их исходной функции историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания разных групп населения произошло лишь в 90-е годы, после крушения советской власти и распада Советского Союза. Процесс этот оказался очень болезненным, т. к. протекал в обстановке переживаемого страной глубокого социального кризиса. Тем не менее, он же не мог не привести и привел к существенным качественным изменениям музейной сферы. В первую очередь это было связано с тем, что в ситуации, когда учреждения социально-культурной сферы оказалась свободными от идеологического диктата и абсолютной заорганизованное™, в них активнее стали проявляться функции, органично вытекающие из их природы. Музей по сути своей институт сохранения исторической памяти. В любом своем экспонате —от скелета мамонта до снимков Луны и Марса; от иконы Андрея Рублева и живописных полотен И.Е. Репина до предметов быта А.С. Пушкина и скафандра Ю.А. Гагарина это овеществленная история человечества. И задача музея в том, чтобы более глубоко и убедительно донести ее до сознания и сердца посетителя. |