Проверяемый текст
Грусман, Владимир Моисеевич; Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев (Диссертация 2001)
[стр. 108]

до больше посетителей, чем это позволяли санитарные нормы.
При этом следует отметить, что когда у касс музеев стояли огромные очереди, мемориалы «вождя революции» принимали, как правило, лишь немногочисленные группы солдат, учащихся и слушателей системы политического просвещения.
Но статистика того времени не фиксировала мотивы посещения музеев.
Она показывала лишь общую картину роста их популярности, и представляла это как результат эффективной культурной политики государства.
Во второй половине XX столетия формы руководства музейной деятельностью в России неоднократно обновлялись, повсеместно открывались новые музеи.
В этот период в вузах культуры были созданы кафедры музееведения, и началась подготовка универсальных специалистов музейной деятельности высшей квалификации.
Однако
исходная функция историкопатриотического и нравственно-эстетического воспитания разных групп населения была возвращена музеям только в 1990-е годы, после крушения советской власти и распада Советского Союза.
Этот период оказался очень сложным, поскольку протекал в обстановке глубокого социального кризиса.
Тем не менее, он
привел к значительным изменениям в сфере музейной деятельности.
Прежде всего, учреждения социально-культурной сферы освободились от идеологического диктата и абсолютной заорганизованности, стали активнее выполнять функции, свойственные их специфике.
По своей сути, музей это институт сохранения исторической памяти.
И любой экспонат от чучела мамонта до живописного полотна Леонардо да Винчи или предметов археологических раскопок это овеществленная история человечества.
Задача каждого музея как можно более глубоко и полно донести ее до сознания и сердца посетителя.
Историческая память и историческое сознание формируются под воздействием различных факторов: историографии, фиксирующей результаты научных исторических исследований; исторической публицистики, оценивающей события настоящего через осмысление исторического опыта; научно-популярной исторической литературы, трансформирующей передачу исторических знаний в редуцированном, упрощенном виде; исторической учебной литературы, приспосабливающей результаты исторических изысканий к познавательным возможностям школьников, студентов и иных групп, вовлеченных в процесс обучения; исторической художественной литературы, интегрирующей изложение событий прошлого с художественным вымыслом
[стр. 33]

3 3 кривую роста их популярности и представляла это как результат эффективной культурной политики.
За вторую половику XX столетия неоднократно обновлялись формы руководства музейной деятельностью, продолжалось открытие новых музеев.
В 80-х годах в рамках вузов культуры были созданы кафедры музееведения и началась подготовка универсальных специалистов музейной деятельности высшей квалификации.
Однако
возвращение музеев к их исходной функции историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания разных групп населения произошло лишь в 90-е годы, после крушения советской власти и распада Советского Союза.
Процесс этот оказался очень болезненным, т.
к.
протекал в обстановке переживаемого страной глубокого социального кризиса.
Тем не менее, он
же не мог не привести и привел к существенным качественным изменениям музейной сферы.
В первую очередь это было связано с тем, что в ситуации, когда учреждения социально-культурной сферы оказалась свободными от идеологического диктата и абсолютной заорганизованное™, в них активнее стали проявляться функции, органично вытекающие из их природы.
Музей по сути своей институт сохранения исторической памяти.
В любом своем экспонате —от скелета мамонта до снимков Луны и Марса; от иконы Андрея Рублева и живописных полотен И.Е.
Репина до предметов быта А.С.
Пушкина и скафандра Ю.А.
Гагарина это овеществленная история человечества.
И задача музея в том, чтобы более глубоко и убедительно донести ее до сознания и сердца посетителя.

[Back]