Проверяемый текст
Корчагин, Евгений Николаевич; Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 112]

112 ф.
Воспитание патриотизма как неотъемлемого качества личности гражданина занимало центральное место в просветительной и педагогической деятельности М.В.
Ломоносова, И.И.
Бецкого, Н.И.
Пирогова, К.Д.
Ушинского, Л.Н.
Толстого, Д.К.
Лихачева и многих других деятелей отечественной науки ф и культуры.
Веками в России складывались патриотические традиции, носителями которых выступали семья, армия, трудовые коллективы, средства массовой информации.
Свою лепту в утверждение патриотического сознания внесли литература, театр, кино, другие жанры искусства.
^ Центральная роль в решении задач историко-патриотического воспитания принадлежит в первую очередь школе, которая последовательно, год за годом, вводит обучающихся в широкий круг ценностей, позволяющих познать и осмыслить историю своего края, страны, человечества, приобщиться к национально-культурным святыням, идентифицировать себя со своим на® родом и его традициями, проявить свои патриотические чувства.
Тем не менее, в системе историко-патриотического воспитания имеется звено, по ряду своих параметров превосходящее даже школу.
Это музей, который может * расширить палитру применяемых учебными заведениями методов идейноэмоционального воздействия, «оживить» прошлое, приблизить историческое событие или явление к духовной жизни современного общества, сделать историю наглядной, осязаемой, постижимой.
Музеефицировать образцы русской воинской доблести и использовать их в системе патриотического воспитания стали в России с начала XII века.
Именно тогда появились коллекции оружия, знамен, доспехов, собранные в Оружейной палате Московского Кремля, выставки военных трофеев, добы* ф тых ратниками Александра Невского на Чудском озере, Дмитрия Донского на Куликовом поле, Ивана Грозного под Казанью, Петра I под Полтавой.
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник позволяет посетителям с достаточной полнотой и наглядностью представить крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года.
По окончанию Великой Отечественной войны воспитательный и культурно-просветительный потенциал отличали такие мемориальные комплексы, как Государственный Музей-панорама «Сталинградская битва» в Волгоф граде, мемориальный Музей обороны и блокады Ленинграда, Пискаревское • мемориальное кладбище и «Разорванное кольцо» в Санкт-Петербурге, Смо
[стр. 16]

социальные функции.
Включившись в единое мировое информационное пространство, музеи приняли на себя функцию сохранения мирового наследия и в этой деятельности призваны координировать свои усилия по достижению гармонии человека с его историей и современным окружением.
Пропагандируя исторически сложившиеся ценности культуры, музеи должны помочь человеку эффективно ориентироваться в колоссальном информационном пространстве, способствовать тому, чтобы люди воспринимали в нем наиболее важное и конструктивное.
В социальных условиях ускорения темпов исторического развития, динамичных перемен в экономической, политической и духовной жизни возникает естественное стремление закрепить наиболее ценные результаты развития цивилизации.
Именно поэтому неуклонно возрастает значение категории «историческая память», требующей теоретического анализа как условия практической реализации ее действия.
Формирование исторической памяти, равно как и вся система историко-патриотического воспитания, в первую очередь, осуществляется школой, которая последовательно, в течение многих лет вводит обучающихся в широкий круг ценностей, позволяющих познать и осмыслить историю своего края, страны, человечества, приобщиться к национальнокультурным святыням, идентифицировать себя со своим народом и его традициями, проявить свои патриотические чувства.
Все это не лишает армию, средства массовой информации, семью и иные социальные институты возможности вносить свою лепту в формирование гражданина и патриота.
Однако жизнь убедительно показывает, что ведущим компонентом в этом процессе является школа.
Тем не менее, нельзя не видеть, что в системе историко-патриотического воспитания есть звено, которое по ряду параметров превосходит даже школу.
Это музей, который способен расширить палитру применяемых учебными заведениями методов идейноэмоционального воздействия, «оживить» время, приблизить историческое

[стр.,50]

мышления, замкнутости, ограниченности — политической, национальной, местнической.
Диалог культур утверждается не только как взаимодействие в горизонтальной плоскости, то есть взаимосвязи сосуществующих в настоящем времени культур, но и как включение в этот диалог культурных ценностей прошлого, каждый из которых — культура античности, средневековья, Возрождения, нового времени — имеет свои достоинства.
Формирование исторической памяти, равно как и вся система историко-патриотического воспитания, в первую очередь, осуществляется школой, которая последовательно в течение многих лет вводит обучающихся в широкий круг ценностей, позволяющих познать и осмыслить историю своего края, страны, человечества, приобщиться к национально-культурным святыням, идентифицировать себя со своим народом и его традициями, проявить свои патриотические чувства.
Все это не лишает армию, средства массовой информации, семью и иные социальные институты возможности вносить свою лепту в формирование гражданина и патриота.
Однако жизнь убедительно показывает, что ведущим компонентом в этом процессе является школа.
Тем не менее, нельзя не видеть, что в системе историкопатриотического воспитания есть звено, которое по ряду параметров превосходит даже школу.
Это музей, который способен расширить палитру применяемых учебными заведениями методов идейно-эмоционального воздействия, «оживить» время, приблизить историческое событие или явление к духовной жизни современного общества, сделать историю наглядной, осязаемой, постижимой.
Стремление музеефицировать образцы русской доблести и строить на этом систему патриотического воспитания проявлялось с начала XVII века.
Этому способствовали коллекция знамен, оружия и доспехов в оружейной палате Московского кремля, выставки военных трофеев, добытых Александром Невским на Чудском озере, Иваном IV под Казанью, Петром I на Северо-Западе и под Полтавой.

[Back]