Проверяемый текст
Корчагин, Евгений Николаевич; Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 115]

на всеобщее обозрение пушки, захваченные во время Ливонской войны68.
С тех пор в России стало обыкновением после победоносной войны устраивать трофейные выставки, приобретавшие общегосударственное значение и формировавшие у воинов, купцов, ремесленников чувство гордости за могущество своего отечества.
Значительное количество орудий находилось также на Пушечном дворе, в артиллерийском складе на Мстиславском дворе в Кремле, в пушечном амбаре Китай-города.
Любопытно отметить, что уже в XVII веке в «сухопутной» России, в Оружейной палате, имелась коллекция моделей кораблей, привлекавшая внимание великого князя Петра Алексеевича.
По свидетельству В.О.
Ключевского, в 1687 году будущий создатель Русского флота «таскал из Оружейной палаты «корабли малые», т.с.
старые отцовские модели кораблей»69.
Однако это было только предтечей создания в нашей стране первых военно-исторических музеев.
Появились они в начале XVIII века в результате кардинальных экономических, политических и культурных преобразований, которые произошли благодаря реформам Петра I.
Такое внимание к собиранию моделей морских кораблей, артиллерийских орудий и иных вооруженных средств было обусловлено решением важнейшей общенациональной задачи укрепления военного могущества Российского государства.
Северная война 1700-1721 годов потребовала огромного напряжения сил, проведения военных реформ, создания регулярной армии и линейного военно-морского флота.
Необходимой стала стабильная военно-техническая база, отвечавшая требованиям XVIII века.
Особое внимание царь-реформатор обратил на обеспечение армии и флота мощной и надежной артиллерией.
Для этой цели реорганизовали литейное дело, разрабатывали, производили и апробировали лучшие образцы орудий.
При этом использовался передовой опыт других европейских армий.
В Санкт-Петербурге, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи,
хранится и экспонируется медная мортира, отлитая знаменитым русским оружейником Андреем Чоховым в начале XVII века.
Несмотря на насущную потребность в новом вооружении, Петр Алек6 8Полное собрание русских летописей.
Т.13.
М., 1890.
С.300.
69Белавенец П.И.
Материалы по истории Русского флота.
М.-Л., 1940.
С.49.
[стр. 64]

Однако все это была лишь предыстория военно-исторических музеев.
Основание же первых музеев этого типа относится к началу XVIII века.
Их возникновение связано с крупными экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые произошли в Русском государстве в конце XVII и в начале XVIII веков благодаря кардинальным реформам Петра I.
Одним из проявлений развития отечественной культуры в тот период явилось создание русских естественно-исторических музеев, открытие знаменитой петровской кунсткамеры, возникновение первых военных музеев.
Создание именно в эти годы военных музеев, пристальное внимание к накапливанию и изучению артиллерийских орудий, моделей морских кораблей вытекало из решения важнейшей общенациональной задачи укрепления военного могущества государства.
Это было необходимо для успешного ведения войн, одной из главных целей которых являлось получение выхода к Балтийскому морю.
Северная война 1700-1721 годов потребовала от всей страны громадного напряжения сил, проведения военных реформ, создания регулярной армии и сильного военно-морского флота обеспечения мощной военно-технической базы для оснащения армии и флота, вооружением и судами, отвечавшим требованиям XVIII века.
Особое внимание Петром I было обращено на обеспечение армии высококачественными артиллерийскими орудиями, в связи с чем изучалось и реорганизовывалось литейное дело, разрабатывались, апробировались и производились лучшие образцы орудий.
Изучался и использовался передовой опыт европейских армий.
В Санкт-Петербурге, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи,
ныне хранится и экспонируется медная мортира, отлитая знаменитым русским оружейником Андреем Чоховым еще при Лжедимитрии.
Большая потребность в пушках, однако, не заставила Петра I пустить в переплавку это орудие, и на нем была сделана надпись,

[Back]