рый корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске и оную купно с чертежом, по спуске корабля, отдавать в Коллегию Адмиралтейскую» В петровское время это указание строго выполнялось, и все изготовленные модели и чертежи в обязательном порядке поступали в модель-камеру. Здесь же находилась библиотека, позволяющая ознакомиться с разнообразной литературой по морскому делу. Наибольший интерес в модель-камере представляли чертежи кораблей различных типов, к 1744 году их было более 250. Кроме того, здесь хранились планы Азовской крепости, Соломбальской верфи с укреплениями и другие ценные материалы. Появление этого музейного учреждения было связано с практическими, жизненными потребностями развития отечественного кораблестроения, а также с необходимостью последовательно и повседневно пропагандировать военную мощь страны и ее Военно-морской флот. И действительно, в самом факте строительства «морской армады» проявилась дальновидность императора Петра I, его государственный ум, способность смотреть далеко вперед. Он заботился не только о сиюминутных проблемах страны, но и о сохранении материальной базы исторической памяти. К сожалению, после смерти Петра Великого внимание к военноисторической науке, к собиранию, сохранению, изучению и экспонированию памятников воинской славы значительно уменьшилось. Это подтверждают архивные материалы и исследования военных историков. Например, в 1744 году Василий Красильников, геодезист и специалист по фортификации, бывший заведующий модель-камерой, в своем рапорте сообщал о неприглядном, запущенном состоянии ценного собрания. Из-за тесноты и беспорядка «отыскать какой-либо план весьма затруднительно, чтобы не произвести им ломку и повреждения». По запросам модель-камеры чертежи и модели не присылались, на местах же к их хранению относились небрежно, петровский регламент не соблюдался. В архивном деле Адмиралтейской коллегии за 1763 год указывалось: «В Брянске в управлении адмиралтейских дел имеются чертежи и ландкарты, но они большею частью стали ветхи и мышами поедены, а в Архангельском порту к 1764 году от большой коллекции со7 1Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. СПб., 1830. С.582. |
об управлении Адмиралтейства и верфи» (глава X X , § 25) предписывалось: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске и оную купно с чертежом, по спуске корабля, отдавать в Коллегию Адмиралтейскую»1. Регламент строго выполнялся, и все модели и чертежи непреложно поступали в модель-камеру. Здесь же была образована библиотека, которая позволяла познакомиться с разнообразной литературой по морскому делу. Наибольший интерес в модель-камере вызывали чертежи кораблей различных типов. К 1744 году здесь было более 250 чертежей. Среди них находились план Азовской крепости, Соломбальской верфи с укреплениями и другие ценные материалы. Так вместе с основанием СанктПетербурга — был создан прототип первого в России военно-морского музея. Его появление вытекало из практических, жизненных потребностей строительства военно-морского флота, из объективной необходимости последовательно и повседневно пропагандировать военную мощь страны и такую составную этой мощи, как военно-морской флот. И в самом факте строительства «морской армады», и в умелом ее пропагандировании проявилась дальновидность Петра I, его способность смотреть далеко вперед. К сожалению, после смерти Петра Великого наблюдался резкий спад внимания к военно-исторической науке, к собиранию, сохранению и изучению памятников военной истории. Архивы и исследования историков сообщают много фактов, подтверждающих это. Приведем один из них. Василий Красильников, геодезист и специалист по фортификации, бывший заведующий модель-камерой, в 1744 году в своем рапорте сообщал о неприглядном, запущенном состоянии этого ценного собрания. Из-за тесноты и беспорядка «отыскать какой-либо план весьма затруднительно, 1Полное собрание законов Российской империи, т. VI. СПб., 1830. — С. 582. чтобы не произвести им ломку и повреждения». На запросы модель-камеры чертежи и модели не присылались, на местах же к их хранению относились часто безответственно, петровский регламент не соблюдался. Так, в архивном деле Адмиралтейской коллегии за 1763 год мы читаем: «В Брянске же правлении адмиралтейских дел хотя и имеются чертежи и ландкарты, но они большею частью стали ветхи и мышами поедены»1, а в Архангельском порту к 1764 году от большой коллекции сохранилось не более 6 моделей судов. Некоторое улучшение дела собирания военно-исторических памятников имело место в 60-х годах, что обычно многие русские историки связывали с деятельностью П. И. Шувалова. Будучи генералфельдцейхместсром, он, как известно, возглавлял в это время артиллерийскую и инженерную службу. 28 июля 1756 года им был разработан и проведен указ о сосредоточении в Москве и Санкт-Петербурге разных военных «достопамятностей» и «инвенций» из различных мест, в том числе из монастырей. В официальных изданиях, в частности в военных энциклопедиях, начало современного артиллерийского исторического музея связывается именно с этим указом 1756 года. Когда в 1775 году была закончена постройка здания петербургского арсенала, в нем значительное место заняло историческое собрание памятников, получившее наименование «Достопамятного зала». 1 Сведения об истории модель-камеры приведены в работах С.Ф. Огородникова, опубликованных в 1909 году, в связи с 200-летием военноморского музея, в «Морском сборнике» № 5 за 1909 г. и отдельным изданием. См.: Огородников С.Ф, Модель камера, впоследствии Морской музей имени императора Петра Великого. Исторический очерк. 1709-1909. |