Проверяемый текст
Корчагин, Евгений Николаевич; Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 126]

техники стали основой будущей экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Новый период в Артиллерийском музее связан с плодотворной работой знатока артиллерии и энтузиаста музейной работы Н.Е.
Бранденбурга.

Именно тогда в основу экспозиции впервые были положены принципы, соответствующие уровню развития науки того времени.
Все артиллерийские системы и вооружение были размещены по эпохам и связаны с развитием артиллерийского искусства, впервые
опубликованы подробные каталоги, в которых на основании всестороннего изучения было представлено большинство экспонатов музея.
Николай Ефимович Бранденбург был известным русским археологом и автором 62 трудов по военной истории, участником русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Наряду с археологическими раскопками, позволившими сосредоточить в Артиллерийском музее
собрания русского вооружения с О древнейших времен, Бранденбург в систематическом каталоге коллекций музея, изданном в 1876 году, сделал попытку отказаться от формальнохронологического принципа, согласно которому памятники артиллерии «следовали бы один за другим без всякой внутренней связи».
Ученый считал, что «памятники служат представителями даже не какого-либо отдельного царствования, а всей рассматриваемой эпохи».
Он ввел в экспозицию музея вместо периодизации по династиям новую периодизацию, отражающую важнейшие этапы развития артиллерии от введения огнестрельных орудий в XIV веке до нарезной артиллерии новейшего времени.
За последнюю четверть XIX века Артиллерийский музей значительно вырос, его
собрания насчитывали уже 10 000 единиц хранения.
Экспозиция состояла из трех основных отделов:
отдела истории русского вооружения и артиллерии с конца XIV столетия до современных образцов; иностранного отдела, по преимуществу с трофейным оружием, и древнерусского отдела.
Его о ? Бранденбург считал «самым замечательным и по объему и по интересу» .
В этот период музей фактически стал крупнейшим научным центром, ведущим исследовательскую работу в области истории русской артиллерии.
81 Бранденбург Н.Е.
Статья в «Энциклопедии военных и морских наук» Леера Г.А.
Т.1.СПб.,1883.

С.215.
82 «Исторический каталог Санкт-Петербургского Артиллерийского музея» в двух частях.
1-я часть (археологическая).
1877.

2-часть.
1883.
[стр. 75]

ф) с 1868 до 1872 года являлся А.
С.
Афанасьев-Чужбинский.
Он был передовым, разносторонне образованным человеком, писателем и этнографом.
В своих рассказах из военного быта: «Очерки прошлого», «М онтеры», «Самодуры», «Прапорщик Сафьянчиков» и др.
А.
С.
Афанасьев разносторонне и образно показывал солдатскую жизнь в наиболее типичных средствах ее проявления.
А.
С.
Афанасьев был горячим сторонником приближения музеев к народу, он выдвигал мысль об организации археологического «народного музея» на «частной инициативе без чиновничьего элемента»1и в Артиллерийском музее он принимал меры к 4 улучшению организации его деятельности.
^ После Политехнической выставки в деятельности Артиллерийского музея начался новый период, связанный с плодотворной работой глубокого знатока артиллерии и энтузиаста музейной работы Н.
Е.
Бранденбурга.

В основу экспозиции впервые были положены принципы, соответствующие уровню развития науки того времени.
Все артиллерийские системы и вооружение были размещены по эпохам и связаны с развитием артиллерийского искусства.
Впервые
издаются обстоятельные каталоги, в которых на основе большой научно-исследовательской работы было описано подавляющее большинство экспонатов музея.
Николай Ефимович Бранденбург был известным русским археологом и автором 62 трудов по военной истории, участником русско-турецкой войны 1877-1878 годов Наряду с археологическими раскопками, позволившими сосредоточить в Артиллерийском музее
коллекции, показывающие русское вооружение с древнейших времен, Н.
Е.
Бранденбург2 в систематическом каталоге коллекций музея, изданном в 1876 году, сделал попытку отказаться от формально-хронологического принципа, согласно которому памятники
(• 75 1Афаиасьев-Чужбинский А.С.
Собрание сочинений, т.
7.
СПб., 1879.
— С.
54-56.
Л Бранденбург Н.Е.
Статья в «Энциклопедии военных и морских наук» Леера Г.А .т.

1.СП6., 1883.
С.
215.


[стр.,76]

артиллерии «следовали бы один за другим без всякой внутренней связи».
Он пишет, что «памятники служат представителями даже не какого-либо отдельного царствования, а всей рассматриваемой эпохи», вводит в экспозицию музея вместо периодизации по династиям новую периодизацию, отражающую важнейшие этапы истории артиллерии от введения огнестрельных орудий в XIV веке до нарезной артиллерии новейшего времени.
За последнюю четверть XIX века Артиллерийский музей значительно вырос, его
хранилища насчитывали уже 10 тысяч предметов.
Экспозиция состояла из трех основных отделов:
первый отдел — истории русского вооружения и артиллерии с конца XIV столетия до современных образцов; иностранный отдел по преимуществу с трофейным оружием и третий отдел — древнерусский, который Н.
Е.
Бранденбург считал «самым замечательным и по объему и по интересу»1.

Артиллерийский музей, как научное учреждение, фактически был наиболее крупным центром, ведущим научноисследовательскую работу в области истории русской артиллерии.
Военно-морской музей также восстанавливается в эти годы и превращается в крупнейший в Европе Морской музей.
57 лет спустя после разгрома музея, в 1863 году, в газете «Кронштадтский Вестник» (№ 130) была опубликована статья «Забытые трофеи», в которой был поднят вопрос о восстановлении Морского музея.
«Где трофеи, добытые нашими моряками с таким беззаветным самоотвержением! — говорилось в этой статье, — где эти флаги, живые свидетели столько пролитой крови? Десятка два в Кронштадтском арсенале, да штуки три в Морском корпусе, вот все, что более или менее известно...» В 1866 году начальником музея был назначен Н.
М.
Баранов — известный своим изобретением заряжавшейся с казны винтовки, принятой 1 «Исторический каталог Санкт-Петербургского Артиллерийского музея» в двух частях.
1-я часть (археологическая).
1877.

2-я часть.
1883.

[Back]