техники стали основой будущей экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Новый период в Артиллерийском музее связан с плодотворной работой знатока артиллерии и энтузиаста музейной работы Н.Е. Бранденбурга. Именно тогда в основу экспозиции впервые были положены принципы, соответствующие уровню развития науки того времени. Все артиллерийские системы и вооружение были размещены по эпохам и связаны с развитием артиллерийского искусства, впервые опубликованы подробные каталоги, в которых на основании всестороннего изучения было представлено большинство экспонатов музея. Николай Ефимович Бранденбург был известным русским археологом и автором 62 трудов по военной истории, участником русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Наряду с археологическими раскопками, позволившими сосредоточить в Артиллерийском музее собрания русского вооружения с О древнейших времен, Бранденбург в систематическом каталоге коллекций музея, изданном в 1876 году, сделал попытку отказаться от формальнохронологического принципа, согласно которому памятники артиллерии «следовали бы один за другим без всякой внутренней связи». Ученый считал, что «памятники служат представителями даже не какого-либо отдельного царствования, а всей рассматриваемой эпохи». Он ввел в экспозицию музея вместо периодизации по династиям новую периодизацию, отражающую важнейшие этапы развития артиллерии от введения огнестрельных орудий в XIV веке до нарезной артиллерии новейшего времени. За последнюю четверть XIX века Артиллерийский музей значительно вырос, его собрания насчитывали уже 10 000 единиц хранения. Экспозиция состояла из трех основных отделов: отдела истории русского вооружения и артиллерии с конца XIV столетия до современных образцов; иностранного отдела, по преимуществу с трофейным оружием, и древнерусского отдела. Его о ? Бранденбург считал «самым замечательным и по объему и по интересу» . В этот период музей фактически стал крупнейшим научным центром, ведущим исследовательскую работу в области истории русской артиллерии. 81 Бранденбург Н.Е. Статья в «Энциклопедии военных и морских наук» Леера Г.А. Т.1.СПб.,1883. С.215. 82 «Исторический каталог Санкт-Петербургского Артиллерийского музея» в двух частях. 1-я часть (археологическая). 1877. 2-часть. 1883. |
ф) с 1868 до 1872 года являлся А. С. Афанасьев-Чужбинский. Он был передовым, разносторонне образованным человеком, писателем и этнографом. В своих рассказах из военного быта: «Очерки прошлого», «М онтеры», «Самодуры», «Прапорщик Сафьянчиков» и др. А. С. Афанасьев разносторонне и образно показывал солдатскую жизнь в наиболее типичных средствах ее проявления. А. С. Афанасьев был горячим сторонником приближения музеев к народу, он выдвигал мысль об организации археологического «народного музея» на «частной инициативе без чиновничьего элемента»1и в Артиллерийском музее он принимал меры к 4 улучшению организации его деятельности. ^ После Политехнической выставки в деятельности Артиллерийского музея начался новый период, связанный с плодотворной работой глубокого знатока артиллерии и энтузиаста музейной работы Н. Е. Бранденбурга. В основу экспозиции впервые были положены принципы, соответствующие уровню развития науки того времени. Все артиллерийские системы и вооружение были размещены по эпохам и связаны с развитием артиллерийского искусства. Впервые издаются обстоятельные каталоги, в которых на основе большой научно-исследовательской работы было описано подавляющее большинство экспонатов музея. Николай Ефимович Бранденбург был известным русским археологом и автором 62 трудов по военной истории, участником русско-турецкой войны 1877-1878 годов Наряду с археологическими раскопками, позволившими сосредоточить в Артиллерийском музее коллекции, показывающие русское вооружение с древнейших времен, Н. Е. Бранденбург2 в систематическом каталоге коллекций музея, изданном в 1876 году, сделал попытку отказаться от формально-хронологического принципа, согласно которому памятники (• 75 1Афаиасьев-Чужбинский А.С. Собрание сочинений, т. 7. СПб., 1879. — С. 54-56. Л Бранденбург Н.Е. Статья в «Энциклопедии военных и морских наук» Леера Г.А .т. 1.СП6., 1883. С. 215. артиллерии «следовали бы один за другим без всякой внутренней связи». Он пишет, что «памятники служат представителями даже не какого-либо отдельного царствования, а всей рассматриваемой эпохи», вводит в экспозицию музея вместо периодизации по династиям новую периодизацию, отражающую важнейшие этапы истории артиллерии от введения огнестрельных орудий в XIV веке до нарезной артиллерии новейшего времени. За последнюю четверть XIX века Артиллерийский музей значительно вырос, его хранилища насчитывали уже 10 тысяч предметов. Экспозиция состояла из трех основных отделов: первый отдел — истории русского вооружения и артиллерии с конца XIV столетия до современных образцов; иностранный отдел по преимуществу с трофейным оружием и третий отдел — древнерусский, который Н. Е. Бранденбург считал «самым замечательным и по объему и по интересу»1. Артиллерийский музей, как научное учреждение, фактически был наиболее крупным центром, ведущим научноисследовательскую работу в области истории русской артиллерии. Военно-морской музей также восстанавливается в эти годы и превращается в крупнейший в Европе Морской музей. 57 лет спустя после разгрома музея, в 1863 году, в газете «Кронштадтский Вестник» (№ 130) была опубликована статья «Забытые трофеи», в которой был поднят вопрос о восстановлении Морского музея. «Где трофеи, добытые нашими моряками с таким беззаветным самоотвержением! — говорилось в этой статье, — где эти флаги, живые свидетели столько пролитой крови? Десятка два в Кронштадтском арсенале, да штуки три в Морском корпусе, вот все, что более или менее известно...» В 1866 году начальником музея был назначен Н. М. Баранов — известный своим изобретением заряжавшейся с казны винтовки, принятой 1 «Исторический каталог Санкт-Петербургского Артиллерийского музея» в двух частях. 1-я часть (археологическая). 1877. 2-я часть. 1883. |