В основном благодаря общественному интересу был восстановлен Военно-морской музей, который становится крупнейшим в Европе морским музеем. Спустя 57 лет после его расформирования, в 1863 году, в газете «Кронштадтский Вестник» (№ 130) была опубликована статья «Забытые трофеи», в которой ставился вопрос о воссоздании этого уникального хранилища морских реликвий. «Где трофеи, добытые нашими моряками с таким беззаветным самоотвержением! подчеркивалось в этом материале, где эти флаги, живые свидетели столько пролитой крови? Десятка два в Кронштадтском арсенале, да штуки три в Морском корпусе, вот все, что более или менее известно...». В 1866 году начальником музея был назначен Н.М. Баранов, известный изобретатель заряжавшейся с казенной части винтовки, принятой на вооружение Русским флотом, впоследствии герой русско-турецкой войны 1877— 1878 годов. Он добился перевода коллекций музея в новое помещение Адмиралтейство, и впервые открыл его для посетителей. В экспозиции появилась «Комната героев», в которой были собраны фотопортреты, виды сражений и мемориальные предметы. Здесь были представлены сведения об участниках обороны Севастополя, а позднее о героях русско-турецкой войны. Артиллерийский и Морской музеи приобретали все большее практическое значение. Многочисленные модели и чертежи, сохраненные в Военноморском музее благодаря активному содействию талантливых русских ученых, тщательно исследовались ими и использовались в изобретательской работе. Так, при создании российского броненосного флота нашли практическое применение изобретения А.Н. Попова, Г.И. Бутакова, С.О. Макарова и других ученых и флотоводцев. Каждое из открытий и усовершенствований на флоте было представлено в моделях, образцах вооружения, в экспонируемых музеем художественных произведениях. Фонды Военно-морского музея пополнились моделью первого самолета, построенного А.Ф. Можайским, минами, изобретенными С.О. Макаровым, радиоаппаратурой А.Н. Попова и многими другими ценными для исследователей и историков флота материалами. В эти годы в Морском музее проводились лекции, устраивалась различные собрания, имевшие отношение к морю, военному, торговому и спортивному флотам. Об этом неоднократно сообщалось в газете «Кронштадтский Вестник»83. Например, 29 октября 1882 года в Морском музее было «первое 81//Кронштадтский Вестник. 1894. №№ 90,143. 1895. № 59. 1986. №№ 32,38. |
артиллерии «следовали бы один за другим без всякой внутренней связи». Он пишет, что «памятники служат представителями даже не какого-либо отдельного царствования, а всей рассматриваемой эпохи», вводит в экспозицию музея вместо периодизации по династиям новую периодизацию, отражающую важнейшие этапы истории артиллерии от введения огнестрельных орудий в XIV веке до нарезной артиллерии новейшего времени. За последнюю четверть XIX века Артиллерийский музей значительно вырос, его хранилища насчитывали уже 10 тысяч предметов. Экспозиция состояла из трех основных отделов: первый отдел — истории русского вооружения и артиллерии с конца XIV столетия до современных образцов; иностранный отдел по преимуществу с трофейным оружием и третий отдел — древнерусский, который Н. Е. Бранденбург считал «самым замечательным и по объему и по интересу»1. Артиллерийский музей, как научное учреждение, фактически был наиболее крупным центром, ведущим научноисследовательскую работу в области истории русской артиллерии. Военно-морской музей также восстанавливается в эти годы и превращается в крупнейший в Европе Морской музей. 57 лет спустя после разгрома музея, в 1863 году, в газете «Кронштадтский Вестник» (№ 130) была опубликована статья «Забытые трофеи», в которой был поднят вопрос о восстановлении Морского музея. «Где трофеи, добытые нашими моряками с таким беззаветным самоотвержением! — говорилось в этой статье, — где эти флаги, живые свидетели столько пролитой крови? Десятка два в Кронштадтском арсенале, да штуки три в Морском корпусе, вот все, что более или менее известно...» В 1866 году начальником музея был назначен Н. М. Баранов — известный своим изобретением заряжавшейся с казны винтовки, принятой 1 «Исторический каталог Санкт-Петербургского Артиллерийского музея» в двух частях. 1-я часть (археологическая). 1877. 2-я часть. 1883. затем на вооружение флота, впоследствии герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Он добился перевода музея в новое помещение — в Адмиралтейство — и впервые открыл его для посетителей. В экспозиции музея появилась «Комната героев», в которой были собраны фотопортреты, виды сражений и мемориальные предметы. Здесь были представлены некоторые участники обороны Севастополя, а позднее войны с Турцией. Как и Артиллерийский, так и Морской музеи, приобретали все большее практическое значение, их коллекции начали использоваться и в научных целях. Этот период в России ознаменовался строительством броненосного флота, изобретениями А. А. Попова, Г. И. Бутакова, С. О. Макарова и других ученых и флотоводцев. Многочисленные модели и чертежи, накапливаемые в Военно-морском музее при активнейшем участии талантливых русских ученых, тщательно исследовались ими и привлекались в изобретательской работе. Каждое из открытий и усовершенствований на флоте находило свое отражение в моделях, образцах вооружения, в экспонируемых музеем художественных произведениях. Фонды Военно-морского музея обогатилась моделью первого самолета, построенного А. Ф. Можайским, минами, изобретенными С. О. Макаровым, ранней радиоаппаратурой А. С. Попова и многими другими ценными для исследователей и историков флота материалами. В эти годы в Морском музее проводились лекции, устраивалась различные собрания, имевшие отношение к морю, военному, торговому и спортивному флотам. В газете «Кронштадтский вестник» об этом мы нередко встречаем сообщения1. 29 октября 1882 года, например, в Морском музее было «первое собрание для проведения морской игры». Развитие получило и модельное дело. Об этом свидетельствует присуждение на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года диплома I разряда Морскому музею «за модели и коллекции, относящиеся к 1Кронштадтский вестник. 1894. № 90, 143. 1895. № 59. 1896. № 32, 38 и т. д. |