Проверяемый текст
Корчагин, Евгений Николаевич; Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 129]

доли того, что собрано в Хирургическом музее»86.
Анализ деятельности военных музеев второй половины XIX века свидетельствует
о том, что их содержание и назначение определялось задачами военной науки, принципами разработки военно-исторических, военнотактических и военно-технических вопросов.
Экспозиции военных музеев не были предназначены для массового посетителя, более того, принимались меры к тому, чтобы сократить, а иногда и полностью исключить возможность их посещения даже военными, не принадлежащими к старшему офицерскому составу.
В качестве примера можно привести Артиллерийский музей, который был открыт для посещения всего один день в неделю, при этом требовалось получить специальное разрешение Главного артиллерийского управления.
В виде исключения музей всегда был готов принимать только юнкеров артиллерийских училищ и воспитанников Кадетского корпуса.
Кроме того, состоящий из «одного надзирателя и трех прикомандированных из крепостной артиллерии или со склада нижних чинов» штат музея не был предназначен для работы с экскурсантами.
Один из руководителей музея Струков в газете «Русский инвалид»87 с горечью отмечал, что «Артиллерийский музей далеко не пользуется надлежащей известностью, и особенно в нашем отечестве.
Трудно верить, например, тому факту, что музей гораздо более знаком посещающим Петербург иностранцам, чем самим петербуржцам».

Музейные экспозиции создавались таким образом, что разобраться в них могли только военные специалисты.
Эмпиризм и метафизический подход приводили к
тому, что расположение экспонатов не раскрывало закономерностей развития армии и военной техники, а лишь выявляло весьма незначительные признаки предметов.
На коллекционировании и показе музейных раритетов сказывался и субъективизм самих музейных работников.
Свойственное многим деятелям военной науки России второй половины XIX века слепое преклонение перед иностранными образцами, в частности, перед
прусскими, отражалось на экспозициях военных музеев.
Например, в медико-хирургическом музее большинство экспонатов раскрывало состояние 8 6 Акодус Я.И.
Музей военно-медицинской службы Красной Армии//Военносанитарное дело.
1943.
№№ 8-9.
С.53-55; Песис А.Е.

Военно-медицинский музей//Военномедицииский журнал.
1952.
№ 2.
С.20-29.
87//Русский инвалид.
1902.
№№ 17,22.
[стр. 79]

с этим возникла потребность в обобщении материалов отечественного и иностранного медицинского опыта.
В 1863 году в Медико-хирургической академии создается первый в мире Медико-хирургический музей.
Он был богат экспонатами.
В предисловии к каталогу этого музея читаем: «Можно положительно сказать, что ни в одной заграничной медицинской школе, даже в Лондоне и в Париже нет и десятой доли того, что собрано в Хирургическом музее»1.
Анализ деятельности военных музеев второй половины XIX века свидетельствует,
что их содержание и назначение определялось задачами военной науки, принципами разработки военно-исторических, военнотактических и военно-технических вопросов.
Организация деятельности военных музеев не предполагала посещаемости их широкими массами, больше того, все предпринималось к тому, чтобы как можно больше сократить, а иногда и полностью исключить возможности посещения музея, даже военными людьми, но не принадлежащими к старшему составу офицерского корпуса.
Примером, подтверждающим это, является Артиллерийский музей, который был открыт всего 1 день в неделю, при этом для того чтобы прийти в музей требовалось получить разрешение в Главном артиллерийском управлении.
Исключение составляли только юнкера артиллерийских училищ и кадетский корпус.
Да и штат музея, состоящий из «одного надзирателя и трех прикомандированных из крепостной артиллерии или со склада нижних чинов», не был приспособлен для принятия экскурсантов.
Один из руководителей музея Д.
П.
Струков в газете «Русский инвалид»2 с горечью отмечал, что 1 Акодус Я.И.
Музей военно-медицинской службы Красной Армии // Военно-санитарное дело.
1943.
№ 8-9.
С.53-55, Песис А.
Е.,
генераллейтенант.
Военно-медицинский музей.
// Военно-медицинский журнал.
1952.
№ 2 .
С.20-29.
2Русский инвалид.
1902.
№ 17, 22.


[стр.,80]

«Артиллерийский музей далеко не пользуется надлежащей известностью, и особенно в нашем отечестве.
Трудно верить, например, тому факту, что музей гораздо более знаком посещающим Петербург иностранцам, чем самим петербуржцам».

Экспозиции строились, как правило, так, что разобраться в них в состоянии были только военные специалисты.
Эмпиризм и метафизический подход приводили к
кунсткамерности в экспозиции — к подбору и расположению экспонатов не с целью раскрытия закономерностей развития армии и военной техники, а подчеркнуть нередко весьма несущественные признаки предметов.
На работе по коллекционированию и показу музейных памятников накладывал свою печать исключительный субъективизм в отборе экспонатов музейными работниками.
Свойственное многим деятелям военной науки России второй половины XIX века слепое преклонение перед иностранными образцами, в частности перед
прусской военщиной, наглядно было представлено как в экспозиции артиллерийского, так и военно-морского музеев.
Эта тенденция нашла свое отражение и в других военных музеях, например, в медикохирургическом музее, где большинство экспонатов раскрывало только состояние западноевропейской медицины, а среди портретов медиков не было представлено ни одного русского ученого.
Наряду с застоем и общим, далеким от подлинных интересов России, характером деятельности военных музеев, было бы большой ошибкой и проявлением непростительной необъективности не видеть того очевидного факта, что в течение десятилетий в них были собраны неповторимые памятники труда и искусства нашего талантливого народа.
Все эти замечательные орудия и машины, корабли и сложнейшие технические усовершенствования — ювелирные модели и художественные произведения, представленные в Артиллерийском, морском и других музеях, — красноречивые тому свидетельства.
Огромная роль в их собирании и использовании для развития русской культуры принадлежит передовым людям нашего народа, начиная с М.
В.
Ломоносова, вложившего много труда

[Back]