только европейской медицины, а среди портретов медиков не было ни одного, представляющего русских ученых. Необъективным и ошибочным было бы не видеть того, что в течение десятилетий в этих музейных хранилищах удалось собрать удивительные памятники таланта и творчества нашего народа. В составе коллекций были представлены замечательные орудия и машины, корабли и сложнейшие технические усовершенствования, выполненные с ювелирной точностью модели и художественные произведения. Огромная роль в их собирании и использовании для развития русской культуры принадлежит наиболее передовым лю дям того времени, начиная с первого русского ученого мирового значения М.В. Ломоносова, немало сделавшего для петровской Кунсткамеры, а также ученым, мореплавателям, художникам, деятелям культуры, которые создавали отечественные музеи. Глубокое понимание значения исторической науки, ее роли в историкопатриотическом воспитании, развитие литературы и искусства на демократических, научно-просветительных и преобразовательных основах не могло не оказать влияния на деятельность даже таких закрытых учреждений, как военные музеи. Многое сделали для популяризации коллекций музейных редкостей и их использования в деле просвещения и образования представители культуры XIX века. Это стало важным направлением просветительной деятельности российской интеллигенции. Некоторые выдающиеся писатели, критики считали ознакомление широких масс с подлинными памятниками истории одним из видов образования. Так, В.Г. Белинский предлагал издавать собрание рисунков, воспроизводящих музейные коллекции по всем отраслям знаний. Он высказал замечательную идею, актуальную и в наши дни. Ознакомившись с первым изданием каталога 8, в котором наряду с другими коллекциями в художественной форме было воспроизведено большое количество предметов «вооружения, военного искусства, военных почестей, знамен, орудий и орденов», он писал: «Вот истинно изящное и вместе с тем неизмеримо полезное издание, перед которым все вздорные попытки наших книжных промышленников, печатающих бессмысленные книги с хорошими картинками, все эти так называеи Картинная галерея или систематическое собрание рисунков но всем отраслям человеческих знаний. Изящное литографированное издание. В 3-х ч. СПб., 1838-1840. 64 с. |
Ф в деятельность Петровской кунсткамеры, и кончая учеными, мореплавателями, художниками, деятелями культуры, которые внесли в развитие музейного дела свой талант и свое сердце. Глубокое понимание назначения исторической науки, ее роли в историко-патриотическом воспитании, развитие демократической, научнопросветительной и преобразовательной роди литературы, искусства — все это не могло не оказать своего влияния на деятельность даже таких замкнутых кастовых учреждений, которыми были военные музеи. Идея приближения музеев к народу путем широкой популяризации музейных памятников и использования их для дела просвещения и Ф образования занимала многих передовых деятелей культуры XIX века, стала важным направлением просветительной деятельности российской интеллигенции. Ее лучшие представители видели в ознакомлении широких масс с подлинными памятниками истории один из путей образования. В. Г. Белинский с восторгом говорил об издании «систематического собрания рисунков по всем отраслям знаний, воспроизводящих музейные коллекции». Он выдвинул замечательную идею, в полной мере выполнимую в наши дни. Ознакомившись с первым опытом издания каталога1, в котором было воспроизведено наряду с другими коллекциями большое количество предметов «вооружения, военного искусства, военных почестей, знамен, орудия и орденов», В. Г. Белинский писал: «Вот истинно изящное и вместе с тем неизмеримо полезное издание, перед которым все вздорные попытки наших книжных промышленников, печатающих бессмысленные книги с $ хорошими картинками, все эти так называемые «памятники искусства» и пр. пР-> — ровно ничего не значат. Вообразите себе полную энциклопедию, собрание изображений предметов по всем отраслям человеческого знания... Представьте тысячи прекрасных рисунков, для внимательного пересмотра которых недостаточно даже одного дня, и которые дают уму и зрению вашему всемирную панораму, составленную из самых разнообразнейших 1 Картинная галерея или систематическое собрание рисунков по всем отраслям человеческих знаний. Изящное литографированное издание. СПб., 1838-1840. Три части. — 64 с. (• 81 Ф |