Проверяемый текст
Корчагин, Евгений Николаевич; Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 131]

130 Щ г мые «памятники искусства» и пр.
пр., ровно ничего не значат.
Вообразите себе полную энциклопедию, собрание изображений предметов по всем отраслям человеческого знания...
Представьте тысячи прекрасных рисунков, для внимательного пересмотра которых недостаточно даже одного дня, и
ко• торые дают уму и зрению вашему всемирную панораму, составленную из самых разнообразнейших предметов, подчиненных, впрочем, строгой системе, распределенных по отделам и расположенных в правильной постепенности, прибавьте ко всему этому компактный том текста, весьма удовлетворительно объясняющего значение каждого рисунка и дающего довольно полную идею * той науки, к которой относится тот или другой отдел...»89.
Экспозиционная деятельность, неутомимая собирательская работа и первые издания с описаниями коллекций, которыми занимались А.Я.
Глотов,
H.A.
Бестужев и Н.М.
Баранов в Военно-морском музее,
A.C.
АфанасьевЧужбинский и Н.Е.
Бранденбург в Артиллерийском музее и десятки других
® менее известных деятелей культуры, составили весомый вклад в развитие музейных учреждений как важной части общенациональной культуры нашего народа.
Они стремились более широко использовать музеи для научных исследований, при помощи музейных памятников наглядно показать ученым, конструкторам и техникам пути развития науки и техники в военном деле, ускорить создание новых, более совершенных образцов оружия, способствовать совершенствованию организации армии и флота и способов ведения боевых действий.
В
начале XX столетия в России вновь становится популярной военная история, создаются многочисленные военно-исторические общества, проводятся юбилеи, вводятся новые формы военного обмундирования и т.
п.
В • • 1912 году Московский отдел военно-исторического общества приступил к изданию журнала, посвященного русской военной старине, в котором публиковались материалы о музеях войсковых частей и учебных заведений, военно-исторических музеях, частных собраниях предметов военной старины, военных коллекциях музеев общего профиля.
Но продолжался этот конструктивный период недолго.
В который раз хранителям национального достояния пришлось встретиться с варварством и вандализмом, пренебрежением к подлинно научным исследованиям.
Бескорыстная научная деятельность вытес8 9Белинский В.Г.
Собр.
соч.
Т.7.
М., 1958.
С.71-72.
[стр. 81]

Ф в деятельность Петровской кунсткамеры, и кончая учеными, мореплавателями, художниками, деятелями культуры, которые внесли в развитие музейного дела свой талант и свое сердце.
Глубокое понимание назначения исторической науки, ее роли в историко-патриотическом воспитании, развитие демократической, научнопросветительной и преобразовательной роди литературы, искусства — все это не могло не оказать своего влияния на деятельность даже таких замкнутых кастовых учреждений, которыми были военные музеи.
Идея приближения музеев к народу путем широкой популяризации музейных памятников и использования их для дела просвещения и Ф образования занимала многих передовых деятелей культуры XIX века, стала важным направлением просветительной деятельности российской интеллигенции.
Ее лучшие представители видели в ознакомлении широких масс с подлинными памятниками истории один из путей образования.
В.
Г.
Белинский с восторгом говорил об издании «систематического собрания рисунков по всем отраслям знаний, воспроизводящих музейные коллекции».
Он выдвинул замечательную идею, в полной мере выполнимую в наши дни.
Ознакомившись с первым опытом издания каталога1, в котором было воспроизведено наряду с другими коллекциями большое количество предметов «вооружения, военного искусства, военных почестей, знамен, орудия и орденов», В.
Г.
Белинский писал: «Вот истинно изящное и вместе с тем неизмеримо полезное издание, перед которым все вздорные попытки наших книжных промышленников, печатающих бессмысленные книги с $ хорошими картинками, все эти так называемые «памятники искусства» и пр.
пР-> — ровно ничего не значат.
Вообразите себе полную энциклопедию, собрание изображений предметов по всем отраслям человеческого знания...
Представьте тысячи прекрасных рисунков, для внимательного пересмотра которых недостаточно даже одного дня, и
которые дают уму и зрению вашему всемирную панораму, составленную из самых разнообразнейших 1 Картинная галерея или систематическое собрание рисунков по всем отраслям человеческих знаний.
Изящное литографированное издание.
СПб., 1838-1840.
Три части.
— 64 с.
(• 81 Ф

[стр.,82]

предметов, подчиненных, впрочем, строгой системе, распределенных по отделам и расположенных в правильной постепенности, прибавьте ко всему этому компактный том текста, весьма удовлетворительно объясняющего значение каждого рисунка и дающего довольно полную идею той науки, к которой относится тот или другой отдел...»1.
Переустройство экспозиций, неутомимая собирательская работа и первые издания с описаниями коллекций, которыми занимались А.
Я.
Глотов,
Н.
А.
Бестужев и Н.М.Баранов в Военно-морском музее,
А.
С.
Афанасьев-Чужбинский и Н.
Е.
Бранденбург в Артиллерийском музее и десятки других
менее известных деятелей культуры, составили серьезный вклад в дело развития музеев, как важной части общенациональной культуры нашего народа.
Их стремления были направлены также к более широкому использованию музеев для научных исследований, с целью облегчения труда ученых, конструкторов и техников, имеющих перед собой наглядное изображение в музейных памятниках развития науки и техники в военном деле, сложных путей создания новых, более совершенных образцов оружия, совершенствования организации армии и флота и способов ведения боевых действий.
В
России на рубеже XX века широко развертываются мероприятия, имеющие своей задачей увлечь массы глубокой военной историей, создаются военно-исторические общества, проводятся различные юбилеи, вводятся новые «нарядные» формы обмундирования и т.
п.
С 1912 года Московский отдел военно-исторического общества приступил к изданию особого журнала по русской военной старине, в котором публиковались материалы по музеям войсковых частей и учебных заведений, военно-историческим музеям, частным собраниям предметов военной старины, военным коллекциям музеев общего характера.
Но так продолжалось недолго.
И снова, в который раз, мы видим буквально разгул дикости и вандализма, пренебрежение к подлинно научным исследованиям, 1Белинский В.
Г.
Собр.
соч.
Т.
7, 1958.
С.
71, 72.

[Back]