130 Щ г мые «памятники искусства» и пр. пр., ровно ничего не значат. Вообразите себе полную энциклопедию, собрание изображений предметов по всем отраслям человеческого знания... Представьте тысячи прекрасных рисунков, для внимательного пересмотра которых недостаточно даже одного дня, и ко• торые дают уму и зрению вашему всемирную панораму, составленную из самых разнообразнейших предметов, подчиненных, впрочем, строгой системе, распределенных по отделам и расположенных в правильной постепенности, прибавьте ко всему этому компактный том текста, весьма удовлетворительно объясняющего значение каждого рисунка и дающего довольно полную идею * той науки, к которой относится тот или другой отдел...»89. Экспозиционная деятельность, неутомимая собирательская работа и первые издания с описаниями коллекций, которыми занимались А.Я. Глотов, H.A. Бестужев и Н.М. Баранов в Военно-морском музее, A.C. АфанасьевЧужбинский и Н.Е. Бранденбург в Артиллерийском музее и десятки других ® менее известных деятелей культуры, составили весомый вклад в развитие музейных учреждений как важной части общенациональной культуры нашего народа. Они стремились более широко использовать музеи для научных исследований, при помощи музейных памятников наглядно показать ученым, конструкторам и техникам пути развития науки и техники в военном деле, ускорить создание новых, более совершенных образцов оружия, способствовать совершенствованию организации армии и флота и способов ведения боевых действий. В начале XX столетия в России вновь становится популярной военная история, создаются многочисленные военно-исторические общества, проводятся юбилеи, вводятся новые формы военного обмундирования и т. п. В • • 1912 году Московский отдел военно-исторического общества приступил к изданию журнала, посвященного русской военной старине, в котором публиковались материалы о музеях войсковых частей и учебных заведений, военно-исторических музеях, частных собраниях предметов военной старины, военных коллекциях музеев общего профиля. Но продолжался этот конструктивный период недолго. В который раз хранителям национального достояния пришлось встретиться с варварством и вандализмом, пренебрежением к подлинно научным исследованиям. Бескорыстная научная деятельность вытес8 9Белинский В.Г. Собр. соч. Т.7. М., 1958. С.71-72. |
Ф в деятельность Петровской кунсткамеры, и кончая учеными, мореплавателями, художниками, деятелями культуры, которые внесли в развитие музейного дела свой талант и свое сердце. Глубокое понимание назначения исторической науки, ее роли в историко-патриотическом воспитании, развитие демократической, научнопросветительной и преобразовательной роди литературы, искусства — все это не могло не оказать своего влияния на деятельность даже таких замкнутых кастовых учреждений, которыми были военные музеи. Идея приближения музеев к народу путем широкой популяризации музейных памятников и использования их для дела просвещения и Ф образования занимала многих передовых деятелей культуры XIX века, стала важным направлением просветительной деятельности российской интеллигенции. Ее лучшие представители видели в ознакомлении широких масс с подлинными памятниками истории один из путей образования. В. Г. Белинский с восторгом говорил об издании «систематического собрания рисунков по всем отраслям знаний, воспроизводящих музейные коллекции». Он выдвинул замечательную идею, в полной мере выполнимую в наши дни. Ознакомившись с первым опытом издания каталога1, в котором было воспроизведено наряду с другими коллекциями большое количество предметов «вооружения, военного искусства, военных почестей, знамен, орудия и орденов», В. Г. Белинский писал: «Вот истинно изящное и вместе с тем неизмеримо полезное издание, перед которым все вздорные попытки наших книжных промышленников, печатающих бессмысленные книги с $ хорошими картинками, все эти так называемые «памятники искусства» и пр. пР-> — ровно ничего не значат. Вообразите себе полную энциклопедию, собрание изображений предметов по всем отраслям человеческого знания... Представьте тысячи прекрасных рисунков, для внимательного пересмотра которых недостаточно даже одного дня, и которые дают уму и зрению вашему всемирную панораму, составленную из самых разнообразнейших 1 Картинная галерея или систематическое собрание рисунков по всем отраслям человеческих знаний. Изящное литографированное издание. СПб., 1838-1840. Три части. — 64 с. (• 81 Ф предметов, подчиненных, впрочем, строгой системе, распределенных по отделам и расположенных в правильной постепенности, прибавьте ко всему этому компактный том текста, весьма удовлетворительно объясняющего значение каждого рисунка и дающего довольно полную идею той науки, к которой относится тот или другой отдел...»1. Переустройство экспозиций, неутомимая собирательская работа и первые издания с описаниями коллекций, которыми занимались А. Я. Глотов, Н. А. Бестужев и Н.М.Баранов в Военно-морском музее, А. С. Афанасьев-Чужбинский и Н. Е. Бранденбург в Артиллерийском музее и десятки других менее известных деятелей культуры, составили серьезный вклад в дело развития музеев, как важной части общенациональной культуры нашего народа. Их стремления были направлены также к более широкому использованию музеев для научных исследований, с целью облегчения труда ученых, конструкторов и техников, имеющих перед собой наглядное изображение в музейных памятниках развития науки и техники в военном деле, сложных путей создания новых, более совершенных образцов оружия, совершенствования организации армии и флота и способов ведения боевых действий. В России на рубеже XX века широко развертываются мероприятия, имеющие своей задачей увлечь массы глубокой военной историей, создаются военно-исторические общества, проводятся различные юбилеи, вводятся новые «нарядные» формы обмундирования и т. п. С 1912 года Московский отдел военно-исторического общества приступил к изданию особого журнала по русской военной старине, в котором публиковались материалы по музеям войсковых частей и учебных заведений, военно-историческим музеям, частным собраниям предметов военной старины, военным коллекциям музеев общего характера. Но так продолжалось недолго. И снова, в который раз, мы видим буквально разгул дикости и вандализма, пренебрежение к подлинно научным исследованиям, 1Белинский В. Г. Собр. соч. Т. 7, 1958. С. 71, 72. |