Проверяемый текст
Корчагин, Евгений Николаевич; Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 136]

эвакуации экспонатов Артиллерийского музея94 в 1925 году здесь открылась первая экспозиция «Постоянная выставка вооружения».
Несмотря на формальный принцип размещения экспонатов, эта
работа Артиллерийского музея принесла большую пользу в учебной подготовке воинских частей.
В
середине 1920-х годов организуются полковые и дивизионные музеи.
До этого они
существовали в виде «исторических комнат» и «уголков».
Создание полковых музеев пропагандировалось военной печатью.
В журнале «Военный вестник»95 за 1925 год сообщалось: «Никакие статьи, воспоминания или рассказы отдельных лиц в годовщину части не привьют молодому красноармейцу тех традиций, какие дает полковой музей».
Одним из первых дивизионных музеев
стал музей в 51-й Перекопской дивизии, открывшийся к десятилетию ее создания.
В нем было много реликвий: боевые знамена частей, фотоснимки, схема боевого пути соединения.

Именно в этом музее впервые зародилась традиция давать Военную клятву на верность Родине перед боевыми знаменами своей части.
Так утверждалась новая форма историкопатриотического воспитания.
В 1927 году был основан специальный авиационный музей-выставка, позже преобразованный в Центральный Дом Авиации и ПВО им.
М.В.
Фрунзе.

Получила широкое распространение практика создания музеев в военных округах, на флотах, непосредственно в воинских частях.
О большом размахе этой работы можно судить
по тому факту, что только Центральный музей Красной Армии имел более 30 своих филиалов в войсках96.
В отдаленных гарнизонах постоянно действовали три передвижные выставки по истории гражданской войны.
Они
стали составной частью работы выезжающих в округа агитационно-художественных бригад.
В докладах и решениях I Всероссийского музейного съезда в 1930 году сообщалось, что военные музеи должны способствовать укреплению боеспособности РККА путем, в частности, развертывания массовой работы, популяризации военно-технических знаний как среди частей РККА, так и среди 9 4 В 1917 году по распоряжению А.Ф.Керенского, готовившего Петроград к сдаче немецким войскам, фонды Артиллерийского музея были эвакуированы в Ярославль.
Здесь они в 1918 году, во время белогвардейского мятежа,
значительно пострадали: 55 ящиков со знаменами и оружием сгорело, ряд ценных экспонатов были разворованы.
95//Военный вестник.
1925.№ № 47-48.
С.8,9.
96 Приказ Революционного Военного Совета СССР от 10 февраля № 612 о десятилетии Центрального музея Красной Армии//Красная Звезда.
1929.16 февраля.
[стр. 99]

На Тульском оружейном заводе, в мастерских этого старейшего завода хранились несколько десятков лет образцы оружия, однако до 1918 года многие образцы находились на разных заводах.
В связи с научной и конструкторской работой на тульских заводах появилась практическая необходимость иметь музей оружия, и в январе 1920 года был основан замечательный Тульский музей, раскрывающий историю производства оружия в нашей стране от фитильной пищали до винтовки.
На завершающем этапе гражданской войны в Москве на Красной площади открылась выставка, подобной которой в России еще никогда не видали.
Сохранившиеся в Центральном музее Вооруженных Сил фотографии дают нам некоторое представление о ней.
Орудия всех видов.
Тут и английские, американские, французские и японские пушки, боеприпасы к ним; знамена Колчака, Деникина, белополяков; тачанка и повозки, красные знамена.
Большинство этой техники, вооружения и военного имущества было передано Постоянной выставке-музею.
Выставка, посвященная итогам гражданской войны, положила начало развитию военных музеев как важной научной, пропагандистской и учебной базы историко-патриотического воспитания населения.
Этому способствовала и начавшаяся в стране большая работа по воспитанию молодежи на революционных и боевых традициях отцов.
В 1923 году в Москве открывается Военно-исторический музей, показывающий историю русской армии с эпохи Петра I до создания Красной Армии.
В эти же годы более активной стала деятельность Артиллерийского и Военно-морского музеев в Ленинграде.
Возвращаются из эвакуации экспонаты Артиллерийского музея1, и в 1925 году открывается первая в этом 1В 1917 году по распоряжению А.
Ф.
Керенского, готовившего Петроград к сдаче немецким войскам, фонды Артиллерийского музея были эвакуированы в Ярославль.
Здесь они в 1918 году, во время белогвардейского мятежа,


[стр.,100]

музее экспозиция «Постоянная выставка вооружения».
Несмотря на формальный принцип размещения экспонатов, эта
первая работа Артиллерийского музея принесла большую пользу в учебной подготовке воинских частей.
В
1923-1926 годах организуются полковые и дивизионные музеи.
До этого они
кое-где существовали в виде «исторических комнат» и «уголков».
Горячим пропагандистом полковых музеев выступила военная печать.
В журнале «Военный вестник»1 № 47-48 за 1925 год писалось: «Никакие статьи, воспоминания или рассказы отдельных лиц в годовщину части не привьют молодому красноармейцу тех традиций, какие дает полковой музей».
Одним из первых дивизионных музеев
был музей в 51 Перекопской дивизии.
Он открылся к пятилетию дивизии.
В нем было много реликвий, боевые знамена частей, фотоснимки, схема боевого пути соединения.

На базе этого музея впервые началась практика принесения Военной клятвы на верность Родине перед боевыми знаменами своей части.
В этом, естественно, проявлялась и утверждавшая себя форма историкопатриотического воспитания средствами музейной деятельности.
О значении для дела воспитания, особенно молодежи, показа в экспозициях музеев и выставок героических усилий Красной Армии на полях гражданской войны ярко свидетельствовала открывшаяся в Москве в 1923 году юбилейная выставка, посвященная пятилетию Советских Вооруженных Сил.
На выставке были отражены все этапы истории Красной Армии, с первого декрета об ее организации до 1923 года, когда армия перешла на мирное положение.
Все виды техники, включая авиацию, были показаны весьма полно и ярко, так что выставка «интересна была еще и тем, как говорилось в одном из отзывов, что по ней мы могли судить о развитии, значительно пострадали: 55 ящиков со знаменами и оружием сгорело, ряд ценных экспонатов были разворованы.
1Военный вестник.
1925.
№ 47-48.
— С.
8, 9.


[стр.,102]

развертывания массовой работы, популяризации военно-технических знаний как среди частей РККА, так и среди трудящегося населения города и деревни»1.
В соответствии с этими задачами были перестроены имевшиеся экспозиции, организовывались военно-технические выставки, при музеях создавался крепкий и работоспособный актив, военно-научная работа в музеях все более приобретала практический характер оказания помощи армии, учебным заведениям и общественным организациям, осуществлявшим систему историко-патриотического воспитания населения.
Артиллерийский музей открывает в эти годы ряд экспозиций по истории техники, артиллерии, боеприпасов.
В 1927 году основывается специальный авиационной музей-выставка, позже преобразованная в Центральный Дом Авиации и ПВО им.
М.В.
Фрунзе.

Получает широкое развитие деятельность музеев в военных округах, на флотах, непосредственно в воинских частях.
О большом размахе этой работы можно судить
хотя бы по тому факту, что только Центральный музей Красной Армии имел более 30 своих филиалов в войсках .
В отдаленных гарнизонах постоянно действовали три передвижные выставки по истории гражданской войны.
Они
являлись составной частью агитационнохудожественных групп выезжавших в округа.
Ценный опыт накопил Центральный военно-морской музей, сумевший в 1939— 1940 годах открыть ряд своих филиалов не только в Ленинграде, но и в Москве: в парке ЦДКА, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, в ЦПКиО им.
А.
М.
Горького.
Музейные работники — военные моряки ввели в практику организацию выставок совместно с другими музеями.
Так, в 1940 1 Первый Всероссийский музейный съезд.: Наркомпрос РСФСР, 1930.
164 с.
Приказ Революционного Военного Совета СССР от 10 февраля № 612 о десятилетии Центрального музея Красной Армии // Красная Звезда.
1929.
16 февраля.

[Back]