Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 146]

146 * Как образно отметил Б.В.
Раушенбах102, целостное это когда задействованы обе составляющие работы головного мозга (и логическая, и эмоционально-чувственная), и только в этом случае человек становится человеком.
Вооруженный только логикой индивид сродни компьютеру.
Вместе с тем, достаф точно неадекватен и человек, лишенный способности мыслить логически.
Вильгельм Дильтей подчеркивал, что природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем.
В процессе
обучения точным наукам формирующаяся личность объясняет раскрытые нашими предками формулы, теоремы, законы функционирования природной среды.
По мере своего развития наука,
опираи ясь на обоснованные и подтвержденные практикой закономерности, последовательно накапливала и обогащала эти данные, что позволило только в XX веке создать авиацию, космонавтику, телевидение, атомную энергетику, компьютерную технику и многое другое, изменившее облик нашей планеты.
Принципиально иначе складывается формирование гуманитарного
зна• ния, вовлечение человека в мир культуры.
Гомера, Дж.
Боккаччо, М.
Сервантеса или У.
Ш експира нельзя «объяснить».
Опираясь на
выводы герменевтики (Фр.
Шлейермахер, Х.Г.
Гадамер),
современная наука и в первую очередь культурология помогает людям XXI века реконструировать элементы исторической эпохи, понять авторский замысел и интерпретировать шедевры человеческого гения.
При этом диапазон проявляющихся различий находится в прямой зависимости от
интеллектуальной емкости, оригинальности и глубины творений.
Величие Леонардо да Винчи, A.C.
Пушкина, Ле Корбюзье или Д.Д.
Ш остаковича в значительной мере
определяется тем, что каждый, кто соприкасается с результатами их творчества, наряду с общечеловеческими и национальными ценностями находит в них свое, личное, неповторимое, отражающее присущий только ему социальнокультурный опыт.
Формирующееся информационное общество ставит перед человечеством сложнейшую проблему подготовки индивида к жизни в поликультурном мире, где личность, сохраняя идентификацию с определенной культурой, вырабатывает в себе способность усваивать общечеловеческие ценности, пользоваться возможностями мировых информационных систем, общаться с представителями разных культур.
^
102 Раушенбах Б.В.
Гуманитарная культура на рубеже веков.
В сб.: Судьба россий♦ ской интеллигенции.
Материалы научной дискуссии 23 мая 1996 г.
СПб., 1996.
С.27-30.
[стр. 39]

39 Философия и культурология конца XX века (А.С.Ахиезер, С.Н.Артановский, Р.Барт, Д.Белл, В.С.Библер, X.Г.Гадамер, П.С.Гуревич, Ф.Джеймсон, Г.В.Драч, Б.С.Ерасов, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, К.Леви-Строс, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, А.С.Мыльников, Э.В.Соколов, А.Тоффлер, М.Фуко, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.) исходят из того, что культура как порожденная человеком форма бытия включает в себя: сверхприродные качества и способы деятельности человека; многообразие созданных человеком материальных, духовных, художественных ценностей; общение как средство реализации потребности людей друг в друге.
В сверхприродных качествах личности проявляются отличающие ее от других индивидов способности, наклонности, дарования, но в первую очередь эти качества выступают как результат социализации и воспитания.
Один человек в итоге жизни может испытать гордость за открытия в науке и выдающиеся результаты практической деятельности, другой – за более скромный вклад в общественное производство или художественное творчество, третий с трудом насчитает отдельные добрые деяния, которые ему удалось осуществить; но каждый из них мог функционировать в человеческом сообществе и общаться с себе подобными лишь потому, что семья, учебное заведение, производственный коллектив, другие социальные институты и вся окружающая культурная среда помогли ему овладеть способами познания, профессиональным мастерством, культурой общения и иными технологиями социальной деятельности.
Если общие закономерности становления, развития и функционирования культуры обосновывает фундаментальная (теоретическая) культурология, то механизм инкультурации, методику овладения человеком умениями и навыками сверхприродной культурной деятельности, технологию вовлечения личности в мир культуры раскрывает прикладная культурология.
Ханс Георг Гадамер25 , определяя специфику постижения ценностей культуры, указывал на принципиальное отличие этого процесса от процесса усвоения знаний в области естественных наук.
В физике, химии, биологии происходит приращение знания; в культуре – непреложно вовлечение в мир ее ценностей.
Законы математики можно выучить, явления культуры необходимо пережить.
Вильгельм Дильтей образно заметил, что природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем.
В процессе
социализации система непрерывного образования объясняет формирующейся личности раскрытые нашими предками формулы, теоремы, законы функционирования природной среды.
По мере своего развития наука
последовательно обогащает эти данные, что позволило только в XX веке породить авиацию, космонавтику, телевидение, атомную энергетику, компьютерную технику и многое другое, изменившее облик нашей планеты.
И все это находит конкретное объяснение в точных науках, опирается на обоснованные ими и подтвержденные практикой закономерности.
Принципиально иначе складывается формирование гуманитарного
знания, вовлечения человека в мир культуры.
Гомера, Дж.Боккаччо, М.Сервантеса или У.Шекспира нельзя «объяснить».
Опираясь на
требования герменевтики (Фр.Шлейермахер, Х.Г.Гадамер), прикладная культурология призвана помочь людям, живущим на рубеже третьего тысячелетия, воспроизвести и реконструировать соответствующую эпоху, понять и интерпретировать авторский замысел и смысл их творений.
Шедевры человеческого гения открывают широчайший простор для их толкований.
При этом диапазон проявляющихся различий находится в прямой зависимости от
их интеллектуальной емкости, оригинальности и глубины.
Величие Леонардо да Винчи, А.С.Пушкина, Ле Корбюзье или Д.Д.Шостаковича в значительной мере интегрируется в том, что каждый, кто соприкасается с результатами их творчества, наряду с общечеловеческими и национальными ценностями находит в них свое, неповторимое, отражающее только ему присущий социально-культурный опыт.
25 Гадамер Х.Г.
Истина и метод.
М.,1988.
С.39-58.


[стр.,40]

40 Значение герменевтических принципов понимания, толкования и интерпретации явлений и процессов духовной жизни особенно актуально в условиях существенных изменений политической, экономической и социально-культурной ситуации.
К примеру, только в 80-е – 90-е годы двадцатого столетия в общественном мнении россиян произошла явная коррекция оценок творчества К.Маркса, З.Фрейда, П.Филонова, И.Бродского, А.Шнитке и многих других философов, экономистов, культурологов, психологов, писателей, композиторов, художников.
И в этой ситуации чрезвычайно актуально требование освободить толкование культурной жизни от идеологических догматов и политических пристрастий, дать право каждой индивидуальности интерпретировать ее на основе своего разума и своих чувств.
Вступление человечества в информационное общество XXI века ставит сложнейшую проблему подготовки индивида к жизни в поликультурном мире, где личность, сохраняя идентификацию с определенной культурой, выработает в себе способность усваивать общечеловеческие ценности, пользоваться возможностями мировых информационных систем, общаться с представителями разных культур.
Переход от техногенной к антропогенной цивилизации предопределяет необходимость познать живую природу, и в первую очередь человека, проникнуть в тайны творческих способностей личности, независимо от ее социальных или профессиональных функций.
От человека умелого, владеющего технологией производства, общество XXI века переходит к человеку творящему, человеку-художнику.
Этот процесс начинается с формирования предрасположенности ребенка к гармонизации своего опыта, своей деятельности, своих отношений, с воспитания способности целостно воспринимать визуальную, музыкальную и вербальную информацию.
Становление индивида как человека, личности, индивидуальности изначально связано с освоением ценностей и нормативов культуры, овладением речью, санитарногигиенической культурой, методикой общения, умением одеваться, питаться, а в дальнейшем познавать, выполнять гражданские, нравственные, профессиональнотрудовые, общественно-политические, семейно-бытовые и иные социальные функции, равно как способности проявлять эстетическое отношение к действительности и творить по законам красоты.
Все это, естественно, не носит характер первооткрытия, а строится по веками сформированным и утвердившим себя в общественном сознании и традициях образцам культуры.
Раскрыть эти образцы, вооружить человека умениями и навыками следовать им, приучить его всегда и во всем соизмерять себя с требованиями и нормами культуры, включить индивида в различные формы социально-культурной деятельности – генеральная функция прикладной культурологии.
Знакомя человека с достижениями как прошлых поколений, так и современного общества, прикладная культурология формирует в нем собственное субъективное начало, основанное на принятии утвердившихся в культуре традиций, норм, социальных требований.
Культура регламентирует поведение и отношения людей, принуждает человека соблюдать определенные нравственные, эстетические, профессиональные и иные принципы жизнедеятельности, но эта регламентация во благо общества и личности, а данная норма принуждения добровольно и активно принимается и разумом, и сердцем.
В определенных ситуациях поведение и деятельность человека обуславливается нормами права, религиозным верованием, уставами общественных организаций, правилами внутреннего распорядка трудовых коллективов, воинских частей или учебных заведений.
Культура же носит всепроникающий характер и детерминирует поведение индивида во всех сферах жизнедеятельности – от сферы производственно-экономических и общественно-политических отношений до форм самовыражения личности на новогоднем балу, в туристской поездке, на пляже или в интимном супружеском общении.
Готовность человека соответствовать требованиям культуры в каждом конкретном виде социальной или семейной жизни предопределяется всей системой его обучения и воспитания, всей жизненной практикой, в процессе которой индивид закрепляет культурологические знания и преобразует их в убеждения, нормы и принципы поведения.

[Back]