духовно богатой и социально-активной личности, которая обладает исторической памятью, верна сложившимся национально-культурным традициям, владеет способностью воспринимать и создавать ценности культуры. Культурология и педагогика музейной деятельности ориентируют индивида на сформированные веками идеалы, интегрирующие в себе представления о человеческом совершенстве. Весь процесс становления личности и вовлечения ее в мир культуры предполагает постоянное и последовательное стремление к идеалу. Однако никому не дано достичь абсолютного совершенства. Потеряв перспективу, общество остановилось бы в своем развитии. Учитывая это, сложившаяся в обществе система воспитания, обеспечивая реальные процессы хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, концентрируется на нормативных образцах, на которые равняются и которым стремятся подражать. В значительной мере эти образцы сосредоточены в музее. Каждая культура, каждая эпоха вырабатывает свои идеалы, эталоны и нормативы. В истории человечества закрепились образы героев Эллады, скандинавских викингов, славянских дружинников, английских джентльменов, японских самураев, американских деловых людей. Нравственные эталоны общества находят свое выражение в литературе. Миллионы людей стремились и будут стремиться подражать героям И.С. Тургенева, А.И. Куприна, В. Гюго, Д. Лондона, Д. Голсуорси, Л. Фейхтвангера, А. де Сент-Экзюпери. Созданные Л.Н. Толстым образы Андрея Болконского и Пьера Безухова различны, но у них, равно как и у иных литературных героев, есть немало общих черт патриотизм, благородство, скромность, высокое чувство чести, гражданская ответственность, всё то, что объединяет лучших представителей разных эпох и культур. Культуросозидающий потенциал музея в первую очередь проявляется в том, что выступает одним из ведущих институтов современной цивилизации, который отбирает, хранит и в доступной людям форме экспонирует реальные высокие образцы человеческого творчества и эталоны нравственных идеалов, отраженных в литературе, живописи, скульптуре, театральном, музыкальном и иных жанрах искусства. Обобщенный нормативный образец личности как творения культуры и ее творца можно найти в Библии, Коране, других энциклопедиях человеческого гения. Это позволяет видеть конкретные ориентиры личностного развития, |
42 абсолютно лишенный способности логически мыслить – это что-то близкое к сумасшедшему. Учет специфики культуры требует от прикладной культурологии разработать и внедрить такой механизм инкультурации, который, с одной стороны, обеспечил бы постижение культуры как единого целого, а с другой – позволил бы в разных ситуациях в большей или меньшей мере развивать логическое или эмоциональное восприятие. Для прикладной культурологии принципиальное значение приобретают исследования В.П.Борисенкова, В.Г.Бочаровой, Б.С.Гершунского, В.В.Краевского, З.А.Мальковой, Н.Д.Никандрова, В.С.Шубинского и других теоретиков отечественной педагогики, которые в 60-е – 90-е годы раскрыли основы воспитания человека на всех этапах его жизненного развития, определили взаимосвязь педагогики со смежными науками, обосновали ее роль и место как особой области человекознания и социальной практики, выявили специфику форм научного, художественно-образного и стихийноэмпирического педагогического сознания. В российской философии и педагогике XX века (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.И.Гессен, И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, В.П.Зинченко, Э.В.Ильенков, Н.О.Лосский, Ф.А.Степин, Г.П.Федотов и др.) сложилась концепция, в соответствии с которой цели воспитания в основе своей совпадают с целями формирования культуры как сердцевины становления индивидуальности. Вряд ли правомерно идентифицировать понятия «воспитание» и «формирование культуры личности», однако, включая человека в сложившийся социум, система воспитания в первую очередь обеспечивает вхождение индивида в литературу, искусство, науку, в культуру труда, познания, общения, быта, досуга; пробуждает в нем искру творчества, утверждает потребность прекрасного. И в этом смысле методика воспитания выступает не только как атрибут социальной педагогики, но и как средство реализации целевых установок и принципов прикладной культурологии. Органично связывая между собой цели воспитания и вовлечения формирующейся личности в мир культуры, прикладная культурология опирается на педагогическую культурологию, на выработанные педагогикой и веками оправдавшие себя методы развития духовно богатой и социально-активной индивидуальности, которая обладает исторической памятью, верна сложившимся национально-культурным традициям, владеет способностью воспринимать и создавать ценности культуры во всех сферах жизнедеятельности. Придавая желаемую направленность духовным устремлениям индивида, культурология личности ориентирует его на сформированные веками идеалы, интегрирующие в себе представления о человеческом совершенстве. Весь процесс становления личности и вовлечения ее в мир культуры предполагает постоянное и последовательное стремление к идеалу, однако достичь абсолютного совершенства никому не дано, ибо, потеряв перспективу, общество остановилось бы в своем развитии. Учитывая это, прикладная культурология, обеспечивая реальные процессы хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, концентрируется на нормативных образцах, отражающих сложившиеся в обществе эталоны, на которые равняются и которым стремятся подражать. Каждая культура, каждая эпоха вырабатывает свои идеалы, свои эталоны, свои нормативные образцы. В истории человечества закрепились образы героев Эллады, скандинавских викингов, славянских дружинников, английских джентльменов, японских самураев, американских деловых людей. Наиболее полно нравственные эталоны общества находили свое выражение в литературе. Миллионы и миллионы людей стремились подражать героям Гомера, М.Сервантеса, В.Гюго, Д.Лондона, Д.Голсуорси, Л.Фейхтвангера, А.Сент-Экзюпери. Самый глубокий след в жизни ряда поколений оставили созданные Л.Н.Толстым образы Андрея Болконского и Пьера Безухова. Их характеры существенно разнятся между собой, но у них, равно как и у иных героев мировой литературы, есть немало общих черт – таких, как трудолюбие, благородство, высокое |