Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 151]

формирования наиболее ценных для культуры нравственно-эстетических качеств.
При этом на каждом этапе исторического развития сохраняется значимость многих общечеловеческих черт, которые веками передаются из поколения в поколение.

Вместе с тем, по мере развития цивилизации, появляются новые аспекты культуры, которые отражают требования данного времени.
Например, к началу XXI века для человека стали нормой такие понятия, как «экологическая безопасность», «компьютерная грамотность» и многие другие свидетельства перехода к информационному обществу.
Приемы и способы вовлечения человека в мир духовности за последние годы обогатились оригинальной методикой опоры на духовно-нравственные образцы, аккумулированные в персонифицированных символах культуры.
В
частности, в исследованиях A.C.
Запесоцкого103 убедительно показано, что в условиях принятия человеком идеала стремление к совершенству становится не только внешней целью воспитания, но и внутренним свойством личности, основой духовно мотивированных действий.
Идентификационный механизм начинает работать, когда человек сравнивает себя с избранным идеалом, стремится подражать ему в поведении, в деятельности, в отношении с окружающими.
Референтный образ выступает
как эталон саморазвития, и чем он духовно богаче, тем эффективнее его культуросозидающее воздействие.
Постижение культуры, вовлечение индивида в социально-культурное творчество строится на ключевом принципе целостности.
Культуру нельзя усваивать по частям.
Культурная деятельность базируется на синтезе знания и веры,
единстве информационно-логического и эмоционально-образного.
Это предопределяет методологию и методику формирования культуры личности, сближает
музейную деятельность с магистральным направлением реформирования системы образования, которое видится в движении от вербального, репродуктивно-информационного к эмпирико-диалогическому, от созерцательного к деятельному, культуротворческому, от тематического к проблемно-концептуальному.
Для современного общества, вырабатывающего механизм вовлечения человека в мир культуры, основанный на использовании взаимодополняющих традиций европейских цивилизаций и духовных ценностей Востока, 103 Запесоцкий A.C.
Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции.
СПб.: ГУП, 1996.
350
с.; Запесоцкий A.C.
Образование: философия, культурология, политика.
М.: Наука, 2002.
456 с.
[стр. 43]

43 чувство чести, активная доброта, деловитость, предприимчивость, скромность и т.д.– которые объединяют лучших представителей разных эпох и культур.
Попытки создать обобщенный нормативный образец личности как творения культуры и ее творца мы находим в Библии, в Коране, в других энциклопедиях человеческого гения, и это позволяет видеть конкретные ориентиры развития личности, формирования в ней наиболее ценных для культуры нравственно-эстетических качеств.
При этом на каждом этапе исторического развития сохраняется значимость многих общечеловеческих черт, которые веками передаются из поколения в поколение,
и в то же время появляются новые аспекты актуальной культуры, которые отражают требования данного времени.
К примеру, в конце XX века в нормативный образец человека, усвоившего принципы современной культуры и культурной деятельности, входят понятия «экологическая безопасность», «компьютерная грамотность» и многое другое, что обеспечивает переход к торжеству информационного общества.
Совокупность приемов и способов вовлечения человека в мир культуры, отраженных в прикладной культурологии, в последние годы обогатились оригинальной методикой опоры на духовно-нравственные образцы, аккумулированные в персонифицированных символах культуры.
В
исследовании А.С.Запесоцкого27 , в частности, убедительно показано, что в условиях принятия человеком идеала влечение к совершенству становится не только внешней целью воспитания, но и внутренним свойством личности, основой духовно мотивированных действий.
Действует идентификационный механизм, когда человек равняет себя на избранный идеал, стремится ему подражать в поведении, в деятельности, в отношениях с окружающими.
Референтный образ выступает
эталоном саморазвития, и чем он духовно богаче, тем эффективнее его культуросозидающее воздействие.
Формирование и коррекция общественного сознания – процесс трудный и длительный.
Истоки этого процесса коренятся в школе, и это предопределяет приоритетную роль образования в политике любого государства.
В школе продуцируется духовный потенциал общества.
Здесь закладываются основы интеллектуальных сил, кадровое обеспечение народного хозяйства, характер межличностных отношений.
Величие государства в первую очередь предопределяется степенью развитости и качеством его системы образования, и то, что сегодня Россия при глубоком социальноэкономическом кризисе остается в числе ведущих держав планеты – это главным и решающим образом детерминировано сложившейся в ней с петровских времен и последовательно совершенствуемой системой народного образования.
При этом в менталитете россиян с особой силой проявилась главная особенность отечественной школы, которая всегда была не столько кузницей специалистов, сколько центром духовной жизни, базой обеспечения духовно-ценностной ориентации ее воспитанников.
Решая проблемы обновления общеобразовательной и профессиональной школы в современных условиях исторического перехода к новым формам государственности и хозяйствования, нельзя забывать, что сфера образования – зона повышенного риска, т.
к.
различные преобразования в ней чреваты долгосрочными и необратимыми последствиями.
Любые новые и самые конструктивные формы образования не должны подрывать органичных связей с историческим опытом, с непреходящими традициями отечественной школы и отечественной культуры28 .
Именно культура как основной фактор самоорганизации общества в его цивилизованных формах должна стать центральным звеном содержания учебно-воспитательного процесса во всех звеньях и на всех уровнях непрерывного образования, от начального, когда формируются основы познавательной культуры, до высших форм постижения культуры, философского осмысления глобальных процессов ноосферы.
27 Запесоцкий А.С.
Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции.
СПб.: ГУП,1996.
350с.

28 См.
Валицкая А.П.
Интеграция и стратегия педагогического образования//Образование и культура Северо-Запада России.
Вып.2.
СПб.,1997.
С.76-82.


[стр.,44]

44 В 80-е – 90-е годы в отечественной педагогике и психологии активно проявила себя идея личностно ориентированного воспитания и обучения29 , сторонники которой исходят из необходимости преобразовать традиционную знаниевую ориентацию учебновоспитательного процесса на личностно ориентированное образование.
Вряд ли целесообразно, отстаивая методику личностно ориентированного педагогического воздействия, противопоставлять ее сложившейся системе формирования у обучающихся знаний, умений и навыков.
Более правомерно обратиться к опыту В.А.Сухомлинского и его единомышленников, которые достаточно успешно сочетали эти стороны единого педагогического процесса.
Однако для прикладной культурологии принципиально важно увидеть и реализовать конструктивное ядро этой парадигмы, предполагающей в воспитании и образовании средство становления человека, обретения им своего образа, своей неповторимой индивидуальности и духовности.
Как справедливо подчеркивает Е.В.Бондаревская, цель личностно ориентированного образования – не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить в человеке человека, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания; утвердить в нем человекообразуюшие, социализирующие и культуросозидаюшие качества.
Решать эти задачи возможно в условиях перехода от монолога к диалогу, от социального контроля к педагогически стимулируемому саморазвитию, от управления к самоуправлению, от педагогического диктата к освобождению обучающегося для творчества.
Сформулированные Е.В.Бондаревской педагогические принципы, по сути, обосновывают сущность педагогической культурологии, реализуют диалоговую концепцию культуры, поднимают педагогическое воздействие от уровня объяснения до взаимопонимания.
И это свидетельствует о широких возможностях использования принципов личностно ориентированного воспитания и образования в прикладной культурологии.
В отечественной и мировой педагогике девяностых годов XX века30 все более утверждает себя концепция смены устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования на личностно ориентированную модель, которая строится на учете реально проявляемых способностей, наклонностей и дарований.
Это, несомненно, сблизит методики, принятые ныне в дидактике и социальной педагогике.
Но это не может и не должно привести к пренебрежению спецификой методики социализации и инкультурации.
Первая реализует информационную, формирующую, развивающую, активизирующую, обогащающую модели образования, но в основе своей исходит из необходимости включить формирующуюся личность в определенный социум с его ценностями, нормами, принципами, установками, со стандартами, отражающими требования общества к общекультурным, профессиональным, гражданским и иным социально-значимым качествам.
Вторая – целиком отталкивается от конкретной личности с характерными ей индивидуальными чертами, используя те приемы и способы, которые наиболее адекватны природе данного индивида.
В свете этого будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и воспитания человека XX века, которая органично соединит все конструктивное и перспективное, что сегодня наработано и в системе образования и в комплексе деятельности, обеспечивающей удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей человека, стимулирование развития его творческих потенций, включения его в разнообразные формы культурного творчества.
Постижение культуры, вовлечение индивида в социально-культурное творчество строится на ключевом принципе целостности.
Культуру нельзя усваивать по частям.
Культурная деятельность базируется на синтезе знания и веры,
на единстве 29 См.
Амонашвили Ш.А.
Личностно гуманная основа педагогического процесса.
Тбилиси, 1990.
226 с.; Бондаревская Е.В.
Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования//Педагогика.
1997.
№4.
С.11-17; Педагогика наших дней.
Сборник научных трудов.
Краснодар, 1998, 410 с.
30 Бим-Бад Б.М., Петровский А.В.
Образование в контексте социализации//Педагогика.
1996.
№ 1.
С.3-8; Берулава М.Н.
Гуманизация образования: направления и проблемы//Педагогика.
1996.
№ 4.
С.23-27.


[стр.,45]

45 информационно-логического и эмоционально-образного.
Это предопределяет методологию и методику формирования культуры личности, сближает
прикладную культурологию с магистральным направлением обновления системы образования, которое видится современной отечественной педагогике в движении от вербального, репродуктивно-информационного к эмпирико-диалогическому, от созерцательного к деятельному, культуротворческому, от тематического к проблемно-концептуальному.
Наиболее революционной в предполагаемой реформе образования представляется идея замены предметно-дифференцированной системы обучения на интегрированную, основанную на преподавании метадисциплины.
Опытно-экспериментальная деятельность в ближайшие годы позволит определить правомерность или недопустимость межпредметной интеграции и синтетических форм обучения естественнонаучным и гуманитарным знаниям, но все, что связано с вовлечением формирующейся личности в мир культуры как единого целого требует адекватной методики и суть ее – в комплексном подходе к раскрытию феномена культуры, к развитию культуросозидающего потенциала каждого индивида, к стимулированию процесса реализации его культурно-творческих возможностей.
Для прикладной культурологии, вырабатывающей ныне механизм вовлечения человека в мир культуры, основанный на использовании взаимодополняющих традиций европейской цивилизации и духовных ценностей Востока, принципиальное значение приобретает опыт наиболее развитых в социально-экономической сфере стран (в первую очередь США, Канады, Японии, стран Западной Европы), где демократические институты государственного и общественного управления обеспечивают сбалансированность национальных и индивидуальных интересов, социальную защиту нуждающихся, гарантированную заботу о наличии у каждого жилья, питания, одежды и других неотложных атрибутов быта; системой контроля и государственного регулирования преодолевают эгоцентризм предпринимателей и создают в стране благоприятный нравственно-психологический климат.
Для развития социально-культурной сферы, несомненно, важен опыт США и других экономически развитых стран, где государство реализует десятки национальных и региональных культурных программ, а общественные организации, благотворительные объединения и религиозные общины вкладывают миллиарды долларов в нравственноэстетическое воспитание детей и социально-культурную гуманитарную поддержку инвалидов и пенсионеров.
Немало может дать опыт Японии, сумевший соединить достижения научно-технического прогресса с удивительной верностью своим национально-культурным традициям и непреходящим духовным ценностям.
Но более всего для России важен конструктивный опыт Советского Союза, где, несмотря на самую жесткую идеологическую и политическую диктатуру, благодаря усилиям государства, профсоюзов, культурно-просветительных объединений была ликвидирована неграмотность и малограмотность, обеспечена широкая доступность художественных ценностей, десятки миллионов людей были вовлечены в бесплатные формы художественного творчества и спорта, а дети – в систему эстетического всеобуча.
На уровне развития различных стран сказывается наличие полезных ископаемых, благоприятный климат и многие другие факторы.
Однако опыт Японии и стран Западной Европы, где испытывается острый дефицит природных ресурсов, но достигнуты выдающиеся успехи в научно-техническом и социальном прогрессе, говорит о том, что богатство культуры способно компенсировать любые негативные факторы, может обеспечить экономическое, политическое и духовное процветание общества даже при отсутствии других благоприятных условий.
На протяжении многих веков величие государства определялось богатством его недр, благоприятным географическим положением, развитостью экономической инфраструктуры.
На пороге третьего тысячелетия, когда формируется информационное общество, эти факторы уступают место уровню культуры и образования населения, совершенству системы образования.

[Back]