Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 152]

принципиальное значение приобретает опыт экономически развитых государств (СШ А, Канады, Японии, стран Западной Европы), когда демократические институты государственного и общественного управления обеспечивают сбалансированность национальных и индивидуальных интересов, социальную защиту нуждающихся, гарантированную заботу о жилье, питании и других обязательных атрибутах существования каждого члена общества.
В этих странах при помощи системы контроля и государственного регулирования преодолевается эгоцентризм предпринимателей и создается благоприятный нравственно-психологический климат.
Для развития социально-культурной сферы, несомненно, важен опыт США и других
стран, когда государство патронирует десятки национальных и культурных региональных программ, а общественные организации вкладывают огромные средства в нравственно-эстетическое воспитание детей и социально-гуманитарную поддержку инвалидов и пенсионеров.
Только в первом десятилетии XXI века в США реализуется более 140 федеральных, региональных и муниципальных государственных и общественных программ, предполагающих более эффективное использование музейных учреждений в системе непрерывного образования, для поддержки образовательной деятельности средней и высшей школы, в эстетическом воспитании детей и молодежи и т.п.
Среди них федеральные программы «Музей и дети», «Музей и население третьего возраста», «М узей и люди с ограниченными возможностями», «М узей и иммигранты».
Интересен опыт Японии, в которой высоким научно-техническим достижениям сопутствует верность своим национально-культурным традициям и непреходящим духовным ценностям человечества.
Но особенно важен для России конструктивный опыт Советского Союза, где, несмотря на жесткую идеологическую и политическую диктатуру, усилиями государства, профсоюзов, культурно-просветительных объединений была ликвидирована неграмотность, обеспечен широкий доступ населения к художественным ценностям, десятки миллионов людей были вовлечены в бесплатные формы художественного творчества, а дети в систему эстетического всеобуча.
Уровень развития государства зависит от наличия полезных ископаемых, благоприятного климата и многих других факторов.
Опыт Японии и многих стран Западной Европы, испытывающих дефицит природных ресурсов, но преуспевших в прогрессе научно-техническом и социальном, свиде
[стр. 45]

45 информационно-логического и эмоционально-образного.
Это предопределяет методологию и методику формирования культуры личности, сближает прикладную культурологию с магистральным направлением обновления системы образования, которое видится современной отечественной педагогике в движении от вербального, репродуктивно-информационного к эмпирико-диалогическому, от созерцательного к деятельному, культуротворческому, от тематического к проблемно-концептуальному.
Наиболее революционной в предполагаемой реформе образования представляется идея замены предметно-дифференцированной системы обучения на интегрированную, основанную на преподавании метадисциплины.
Опытно-экспериментальная деятельность в ближайшие годы позволит определить правомерность или недопустимость межпредметной интеграции и синтетических форм обучения естественнонаучным и гуманитарным знаниям, но все, что связано с вовлечением формирующейся личности в мир культуры как единого целого требует адекватной методики и суть ее – в комплексном подходе к раскрытию феномена культуры, к развитию культуросозидающего потенциала каждого индивида, к стимулированию процесса реализации его культурно-творческих возможностей.
Для прикладной культурологии, вырабатывающей ныне механизм вовлечения человека в мир культуры, основанный на использовании взаимодополняющих традиций европейской цивилизации и духовных ценностей Востока, принципиальное значение приобретает опыт наиболее развитых в социально-экономической сфере стран (в первую очередь США, Канады, Японии, стран Западной Европы), где демократические институты государственного и общественного управления обеспечивают сбалансированность национальных и индивидуальных интересов, социальную защиту нуждающихся, гарантированную заботу о наличии у каждого жилья, питания, одежды и других неотложных атрибутов быта; системой контроля и государственного регулирования преодолевают эгоцентризм предпринимателей и создают в стране благоприятный нравственно-психологический климат.
Для развития социально-культурной сферы, несомненно, важен опыт США и других
экономически развитых стран, где государство реализует десятки национальных и региональных культурных программ, а общественные организации, благотворительные объединения и религиозные общины вкладывают миллиарды долларов в нравственноэстетическое воспитание детей и социально-культурную гуманитарную поддержку инвалидов и пенсионеров.
Немало может дать опыт Японии, сумевший соединить достижения научно-технического прогресса с удивительной верностью своим национально-культурным традициям и непреходящим духовным ценностям.
Но более всего для России важен конструктивный опыт Советского Союза, где, несмотря на самую жесткую идеологическую и политическую диктатуру, благодаря усилиям государства, профсоюзов, культурно-просветительных объединений была ликвидирована неграмотность и малограмотность, обеспечена широкая доступность художественных ценностей, десятки миллионов людей были вовлечены в бесплатные формы художественного творчества и спорта, а дети – в систему эстетического всеобуча.
На уровне развития различных стран сказывается наличие полезных ископаемых, благоприятный климат и многие другие факторы.
Однако опыт Японии и стран Западной Европы, где испытывается острый дефицит природных ресурсов, но достигнуты выдающиеся успехи в научно-техническом и социальном прогрессе, говорит о том, что богатство культуры способно компенсировать любые негативные факторы, может обеспечить экономическое, политическое и духовное процветание общества даже при отсутствии других благоприятных условий.
На протяжении многих веков величие государства определялось богатством его недр, благоприятным географическим положением, развитостью экономической инфраструктуры.
На пороге третьего тысячелетия, когда формируется информационное общество, эти факторы уступают место уровню культуры и образования населения, совершенству системы образования.

[Back]