Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 155]

Практика духовной жизни в России, экономически развитых и подавляющем большинстве развивающихся странах показывает, что содержание социально-культурной деятельности это комплекс специально отработанных и синтезированных видов проявления активности индивида, в процессе которых: постигаются, расширяются, углубляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, утверждающих научное мировоззрение, гражданскую, нравственную и эстетическую позицию индивида; формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, развиваются индивидуальные потенции личности; создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры; усваиваются способы культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения; удовлетворяются и последовательно обогащаются духовноэстетические интересы и потребности людей.
Личность
это автономная, саморазвивающаяся система, стержень формирования которой находится в ней самой.
Но общество и государство не
должны нейтрально относиться к процессу ее развития, они обязаны обеспечить: полное и обоснованное определение целей воспитания личности как субъекта культуры; совокупность знаний, умений и навыков, нравственно-эстетических и социально-психологических качеств человека и гражданина, которые формируются в процессе хоминизации, социализации и инкультурации; достижение органичного единства нравственного, гражданского, экономического, политического, трудового, правового и экологического воспитания; умственного, физического и эстетического развития личности; сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательного воздействия с учетом особенностей различных групп населения;
[стр. 85]

85 обеспечении процесса естественного развития индивида; источник и движущие силы личностного роста – в самом человеке, а условием успешности этого процесса считает понимание и принятие личностью себя.
Гуманистическая педагогика, по К.
Роджерсу, направлена не на передачу информации и формирование знаний, а на личностноцентрированный процесс, смысл которого – помощь в развитии личности, в освоении себя и адекватной Я-концепции, в раскрытии своих способностей, в обогащении своего индивидуального опыта, в обретении ценностных ориентаций.
В ситуации самого широкого разброса методологических позиций – от возрождения принципов свободного воспитания Жан-Жака Руссо до возвращения лозунга А.
С.
Макаренко: "Личность формируется только в коллективе, для коллектива и через коллектив" – прикладная культурология, опираясь на сложившийся в конце XX века совокупный опыт формирования личности как субъекта культуры, концентрирует внимание на необходимости обеспечить интеграцию всех сил, которые способны содействовать решению столь сложной задачи.
Это, в первую очередь, сам человек и заложенный в нем потенциал саморазвития.
Это государство и общество, обязанные создать максимально благоприятные условия духовного развития каждого индивида.
Это семья, школа и иные социальные институты, призванные, соблюдая свободу, достоинство и гражданские права человека, использовать достижения современной науки и практики для осуществления воспитательного влияния на процесс становления и развития духовно богатой, высоконравственной и общественно активной личности.
Формирование культуры индивида предполагает:  овладение основами физической культуры (умения и навыки санитарногигиенической деятельности, физические тренировки, безопасное поведение, культура питания, одежды, бытовых и сексуальных отношений, активный отдых и т.
д.);  постижение материальной культуры, окружающей среды обитания (способность обеспечить экологию флоры и фауны, разумно использовать имеющиеся сооружения, оборудование, транспорт, средства связи и т.
д.);  усвоение духовной культуры как процесса и результата развития и функционирования совокупности форм общественного сознания (нравственного, экономического, политического, правового, экологического, эстетического, религиозного и т.
д.), проявляющегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия как формы реализации интеллектуально-сущностных сил человека.
Решающую роль в формировании физической культуры личности играет семья; в постижении материальной культуры и среды обитания – общеобразовательная и профессиональная школа; в усвоении духовной культуры – социально-культурная деятельность, позволяющая человеку познать сущность и природу культуры, включиться в художественные, технические и иные формы творчества, привести свое поведение в соответствие с нравственно-эстетическими требованиями общества.
Практика духовной жизни в России, в экономически развитых и в подавляющем большинстве развивающихся странах мира в конце XX столетия позволяет сделать вывод, что содержание социально-культурной деятельностиэто комплекс специально отработанных и синтезированных видов деятельности, в процессе которой:  постигаются, расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззрения, гражданской, нравственной и эстетической позиции;  формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, развиваются творческие потенции личности;  создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры;усваиваются способы культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;

[стр.,86]

86  удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно-эстетические интересы и потребности людей.
Личность
автономная, саморазвивающаяся система.
Стержень
ее формирования находится в ней самой.
Но общество и государство не
только не имеют права сохранять при этом нейтралитет, а обязаны принять на себя:  полное и научно обоснованное определение целей воспитания личности как субъекта культуры; совокупность знаний, умений и навыков, нравственноэстетических и социально-психологических качеств человека и гражданина, которые необходимо формировать в процессе хоминизации, социализации и инкультурации;достижение органичного единства нравственного, гражданского, экономического, политического, трудового, правового, экологического воспитания; умственного, физического и эстетического развития личности;сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательного воздействия с учетом особенностей различных групп населения;  обеспечение взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняющего характера процесса формирования культуры личности во всех сферах жизнедеятельности – в труде, познании, общественно-политической жизни, быту, досуге;  целенаправленное сочетание различных средств и методов информационнопросветительного воздействия с вовлечением людей в различные формы социальнокультурного творчества;  учет и социально-целесообразную коррекцию системы сложившегося влияния на общую культуру, нравственный облик и жизненную позицию каждого индивида;  всемерное стимулирование процессов самовоспитания и саморазвития личности.
Основным объектом и в то же время субъектом формирования культуры может быть общество, социальная общность, но в первую очередь – это личность как единство социального и индивидуального, как сложнейшая динамическая система, включенная в структуру разнообразных социальных связей и взаимозависимостей.
Прикладная культурология рассматривает становление личности как целостный процесс.
Она отвергает "атомистический" подход к человеку, ибо ни одно качество не формируется и не реализуется изолированно, а всегда выступает как проявление личности во всем ее диалектическом единстве и многообразии.
Поддерживая правомерность дифференцированного подхода к различным группам населения и отдельным лицам при решении конкретных культуросозидающих задач, прикладная культурология исходит из того, что эффективность формирования культуры находится в прямой зависимости от комплексности этого процесса, от достижения такого положения, когда каждая социально-культурная акция органически переплетается со всей системой воспитания и способствует решению единых кардинальных целей формирования и развития личности.
Примером этого, в частности, служит социально-культурная деятельность, природа которой предопределяет широчайшее разнообразие средств, методов и форм рациональной организации информационно-просветительного воздействия и включения людей в культурное творчество.
Разработка средств, методов и форм социально-культурной деятельности осуществлялась с помощью Г.М.Бирженюка, Е.Ю.Кудиновой, И.Г.Мюльбейер, В.А.Писанко, В.В.Попова и Т.В.Рябовой.
Результаты их исследований, выполненных под руководством автора, отражены в соответствующих диссертациях99 .
99 См.
Бирженюк Г.М.
Единство общих и специфических принципов деятельности культурнопросветительных учреждений.
Автореф.
дис.
...
канд.
пед.
наук.
Л., 1980.
19 с.; Кудинова Е.Ю.
Особенности реализации социальных функций советского клуба на разных этапах его развития.
Автореф.
дис.
...
канд.
пед.
наук.
Л., 1987.
16 с.; Мюльбейер И.Г.
Культурно-просветительная работа в системе формирования эстетической культуры молодежи.
Автореф.
дис.
...
канд.
пед.
наук.
Л., 1988.
16 с.; Писанко В.А.


[стр.,220]

220 рестораны, кафе; сауны; бильярдные и иные центры игрового досуга.
11.
Специфические каналы влияния на культуру семьи и детства: массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетного кино, Интернета и т.д.
воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и иных игр; пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.п.
реклама.
СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ комплекс специально отработанных и синтезированных видов культурной деятельности, в процессе которой: расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззрения, гражданской, нравственной и эстетической позиции; формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, развиваются творческие потенции личности; создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры; усваиваются способы культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения; удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно-эстетические интересы и потребности людей.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры.
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА система профессиональной и общественной деятельности , направленной на вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, зрелища, развлечения и другие формы досуга.
ПЕДАГОГИКА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ область социальной педагогики, раскрывающая закономерности, принципы, средства и методы просвещения, организации активного отдыха и развития творческих потенций личности в условиях досуговой деятельности и нерегламентированного общения.
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ активность личности, направленная на самосовершенствование, самосозидание и самореализацию своих творческих потенций; добровольная, формально нерегламентированная непрофессиональная деятельность по удовлетворению своих интересов и потребностей.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ форма реализации творческих потенций социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредствоминициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, осуществляемой как осознанное или неосознанное отражение эстетических потребностей

[Back]