тя и остается в его памяти. Овладение прошлым опытом становится зависимым от самой личности, превращается в ее функцию. В рамках концепции А.Н. Леонтьева музей правомерно рассматривать как социальный институт, позволяющий человеку окунуться в свою историю, увидеть свои истоки, преодолеть временные границы, увидеть себя через призму историкокультурного наследия, собрания художественных раритетов и иных непреходящих ценностей отечественной и мировой культуры, ориентирующих личность XXI века на доброе, вечное и прекрасное. Обоснованный выдающимся российским психологом принцип активизации творческих потенций личности посредством ее вовлечения в мир сохраненных историко-культурных ценностей сыграл исключительно важную роль в осуществленной в процессе эксперимента экспозиционнопросветительной деятельности. В работе музеев, на базе которых проводилась опытно-экспериментальная работа, появилась адресность, направленность на конкретную аудиторию, обладающую определенным, только ей присущим социальным опытом. Творческое восприятие социально-культурного опыта предопределяется характером любого демократического общества, которое видит в человеке не пассивный продукт среды, не винтик, подогнанный под параметры определенной системы, не безликий объект управления вышестоящих институтов и организаций, а субъект социального процесса, полностью отвечающий за все дела общества. Такой человек не перекладывает свою реальную ответственность на существующие нормы и правила. Он сам становится творцом всех и всяких жизненных правил, равно как и творцом самого себя, и этому способствует историческая память. Решая задачи историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания, музейные учреждения могут опереться на утвердившееся в отечественной философии, культурологии, психологии и педагогике методологическое положение: социально-культурный процесс в основе своей направлен на то, чтобы каждый представитель подрастающего поколения, усваивая социальный опыт, сформировал в первую очередь на основе богатств человеческой культуры «вырастил» свое сокровенное «я». Иначе говоря, задача не в том, чтобы он просто накапливал вне содержания собственной жизни эти богатства, «оброс» цивилизованностью и стал пользоваться результатами творчества, потребляя их как средства. Главное, чтобы он сопоставил свое «я», свою |
59 единство общечеловеческого, социально-специфического и индивидуально-неповторимого" (Б.Д.Парыгин)56 . Сложившееся ныне понимание личности позволяет видеть в социальных качествах человека в то же время и качества общества, ценности которого интериоризировал конкретный его представитель. В этих условиях правомерно утверждать, что, изучая закономерности формирования социального и культурного опыта личности, мы анализируем важнейшие аспекты функционирования всего общества, а исследуя природу общества, мы выявляем характерные черты объединенных в нем людей. Как существо историческое, человек является порождением и результатом отечественной и всемирной истории, которая закреплена в традициях, обычаях и других достижениях культуры. Уникальность человека обусловлена тем, что благодаря сознанию, в отличие от животных, наряду с генетической программой он имеет программу социального наследования, которая предопределяет развитие каждого нового поколения. Именно потому, что вступающая в жизнь молодежь посредством социальной информации наследует материальные и духовные достижения предшествующих поколений, она избавлена от необходимости заново начинать все сначала и в познании, и на практике. Методология социализации исходит из того, что подлинно человеческие свойства индивид приобретает в процессе общения с людьми и усвоения социально-культурного опыта. Причем решающая роль в интериоризации передаваемых от поколения к поколению материальных и духовных ценностей принадлежит общественной практике, субъектом которой выступает формирующаяся личность. Накопленный опыт находит отражение в системе званий, умений, навыков, мотивов поведения, установок, стереотипов, ценностных ориентаций. Вклад каждого поколения в общественно-историческое развитие детерминирован социальными достижениями его предшественников, степенью восприятия их опыта и традиций. Это подтверждает исследование С. Н. Иконниковой57 , которое, опираясь на комплексный анализ проблемы, убедительно показывает, что в современных условиях каждое новое поколение вступает в жизнь, имея растущий производственный, образовательный, общественно-политический и культурный потенциал. Выступая преемником достигнутого уровня развития, каждое поколение выполняет важнейшую функцию активного освоения и преобразования мира, и этот активнодеятельный характер процесса социальной преемственности составляет отличительную черту общественно-исторического развития. На активно диалектический характер усвоения социально-культурного опыта обращает внимание и А.Н.Леонтьев, который подчеркивает, что на уровне личности прошлые впечатления, события и собственные действия субъекта отнюдь не выступают для него как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношения к окружающему миру, его действий и в силу этого существенно влияют на технологию формирования личности как субъекта культуры. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности – сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается ему в своем новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Вклады прошлого опыта в личность становятся зависимыми от самой личности, превращаются в ее функцию58 . Активное творческое восприятие социально-культурного опыта предопределяется характером любого демократического и ныне формирующегося информационного общества XXI века, которое призвано видеть в человеке не пассивный продукт среды, не винтик, подогнанный под параметры определенней системы, не безликий объект управления стоящих над ним институтов и организаций, а субъект социального процесса, 56 Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 1999. 592 с. 57 Иконникова С. Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974. 166 с. 58 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с. 60 всецело ответственный за все общественные дела. Такой человек не перекладывает ни доли своей реальной ответственности на существующие правила и нормы. Он сам выступает как творец всех и всяких норм жизни, как творец самого себя. Социально-культурный процесс в основе своей направлен на то, чтобы каждый представитель подрастающего поколения, усваивая социальный опыт, в первую очередь, сформировал себя, из богатств человеческой культуры "вырастил" свое сокровенное "я". Иначе говоря, задача не в том, чтобы он просто накопил вне содержания своей жизни эти богатства, "оброс снаружи" цивилизованностью и научился пользоваться результатами творчества, потреблять их как средства, а в том, чтобы он отождествил свое "я" с содержанием культуры, слил с ее жизнью свою жизнь, с ее целями свои цели и тем самым сделал смыслом своей жизнедеятельности все подлинно человеческое в человеке59 . В процессе социализации формирующаяся личность усваивает социальнокультурный опыт, интериоризирует общественные ценности, требования и нормы, вырабатывает социально оправданную мировоззренческую позицию, овладевает способами общественного поведения и деятельности, утверждает в себе готовность и способность квалифицированно, ответственно и эффективно выполнять социальные роли в сфере экономики, политики, культуры и права60 . Для оценки параметров процесса постижения социального опыта принципиальное значение имеет точка зрения Г.Е.Глезермана61 , который считает, что понятие "социализация" не исчерпывает всего многообразия взаимоотношений личности и социальной среды, что оно по содержанию уже, чем понятие "формирование человека". Однако именно узость понятия "социализация" имеет определенные преимущества, т. к. позволяет более конкретно и целенаправленно отразить природу вхождения личности в конкретную общественную среду. Понятие "социализация" прочно вошло в практику учебно-воспитательных учреждений для детей, подростков и молодежи. Вместе с тем, представляется неоправданным ограничивать временные рамки этого процесса, равно как и формирования социально-культурного опыта, только периодом детства и юношества (как это, в частности, делает Н. В. Андреенкова). Э. В. Соколов62 справедливо отмечает, что освоение социально-культурного опыта как процесс, ограниченный периодом детства и юношества, был приемлем в традиционных обществах с относительно бедным культурным потенциалом. В современных условиях непрерывного и активного усложнения общественной жизни социализация личности продолжается всю жизнь. Граница во времени между воспитанием как подготовкой к жизни и самой жизнью во многих отношениях стирается. С другой стороны, разные стадии развития – детство, отрочество, юность – нельзя рассматривать как подготовительные, имеющие целью лишь постижение культуры. С самого раннего детства формирующаяся личность не только усваивает культуру, она становится субъектом ее функционирования и дальнейшего развития. Сложность и противоречивость усвоения социально-культурного опыта связана и с тем, что, будучи производной общественных отношений, личность остается автономной системой, которая обладает самостоятельной ценностью. Выполняя различные социальные функции, она не растворяется в них и не исчерпывается ими. Более того, в каждом виде социально-культурной деятельности личность проявляет свой индивидуальный почерк, отражает свое отношение к предмету и содержанию деятельности, свою мировоззренческую и нравственно-эстетическую позицию. 59 Батищев Г. С. Активный характер воспитания//Новые исследования в педагогических науках. 1965. Вып. V. С. 73 – 79. 60 Ариарский М. А. Роль учебных заведений профтехобразования в социализации личности будущего рабочего/Материалы Международного семинара по профессионально-техническому образованию 6 – 8 октября 1972 г. Народная Республика Болгария, София, 1972. С. 171 – 183. 61 Глезерман Г. Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности. //Вопросы философии. 1976. № 4. С. 27 – 41. 62 Соколов Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 228 с. |