Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 162]

тя и остается в его памяти.
Овладение прошлым опытом становится зависимым от самой личности, превращается в ее функцию.
В рамках концепции А.Н.
Леонтьева музей правомерно рассматривать как социальный институт, позволяющий человеку окунуться в свою историю, увидеть свои истоки, преодолеть временные границы, увидеть себя через призму историкокультурного наследия, собрания художественных раритетов и иных непреходящих ценностей отечественной и мировой культуры, ориентирующих личность XXI века на доброе, вечное и прекрасное.
Обоснованный выдающимся российским психологом принцип активизации творческих потенций личности посредством ее вовлечения в мир сохраненных историко-культурных ценностей сыграл исключительно важную роль в осуществленной в процессе эксперимента экспозиционнопросветительной деятельности.
В работе музеев, на базе которых проводилась опытно-экспериментальная работа, появилась адресность, направленность на конкретную аудиторию, обладающую определенным, только ей присущим социальным опытом.
Творческое восприятие социально-культурного опыта предопределяется характером любого демократического
общества, которое видит в человеке не пассивный продукт среды, не винтик, подогнанный под параметры определенной системы, не безликий объект управления вышестоящих институтов и организаций, а субъект социального процесса, полностью отвечающий за все дела общества.
Такой человек не перекладывает свою реальную ответственность на существующие нормы и правила.
Он сам становится творцом всех и всяких жизненных правил, равно как и творцом самого себя, и этому способствует историческая память.
Решая задачи историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания, музейные учреждения могут опереться на утвердившееся в отечественной философии, культурологии, психологии и педагогике методологическое положение: социально-культурный процесс в основе своей направлен на то, чтобы каждый представитель подрастающего поколения, усваивая социальный опыт, сформировал в первую очередь на основе богатств человеческой культуры «вырастил» свое сокровенное «я».
Иначе говоря, задача не в том, чтобы он просто
накапливал вне содержания собственной жизни эти богатства, «оброс» цивилизованностью и стал пользоваться результатами творчества, потребляя их как средства.
Главное, чтобы он сопоставил свое «я», свою
[стр. 59]

59 единство общечеловеческого, социально-специфического и индивидуально-неповторимого" (Б.Д.Парыгин)56 .
Сложившееся ныне понимание личности позволяет видеть в социальных качествах человека в то же время и качества общества, ценности которого интериоризировал конкретный его представитель.
В этих условиях правомерно утверждать, что, изучая закономерности формирования социального и культурного опыта личности, мы анализируем важнейшие аспекты функционирования всего общества, а исследуя природу общества, мы выявляем характерные черты объединенных в нем людей.
Как существо историческое, человек является порождением и результатом отечественной и всемирной истории, которая закреплена в традициях, обычаях и других достижениях культуры.
Уникальность человека обусловлена тем, что благодаря сознанию, в отличие от животных, наряду с генетической программой он имеет программу социального наследования, которая предопределяет развитие каждого нового поколения.
Именно потому, что вступающая в жизнь молодежь посредством социальной информации наследует материальные и духовные достижения предшествующих поколений, она избавлена от необходимости заново начинать все сначала и в познании, и на практике.
Методология социализации исходит из того, что подлинно человеческие свойства индивид приобретает в процессе общения с людьми и усвоения социально-культурного опыта.
Причем решающая роль в интериоризации передаваемых от поколения к поколению материальных и духовных ценностей принадлежит общественной практике, субъектом которой выступает формирующаяся личность.
Накопленный опыт находит отражение в системе званий, умений, навыков, мотивов поведения, установок, стереотипов, ценностных ориентаций.
Вклад каждого поколения в общественно-историческое развитие детерминирован социальными достижениями его предшественников, степенью восприятия их опыта и традиций.
Это подтверждает исследование С.
Н.
Иконниковой57 , которое, опираясь на комплексный анализ проблемы, убедительно показывает, что в современных условиях каждое новое поколение вступает в жизнь, имея растущий производственный, образовательный, общественно-политический и культурный потенциал.
Выступая преемником достигнутого уровня развития, каждое поколение выполняет важнейшую функцию активного освоения и преобразования мира, и этот активнодеятельный характер процесса социальной преемственности составляет отличительную черту общественно-исторического развития.
На активно диалектический характер усвоения социально-культурного опыта обращает внимание и А.Н.Леонтьев, который подчеркивает, что на уровне личности прошлые впечатления, события и собственные действия субъекта отнюдь не выступают для него как покоящиеся пласты его опыта.
Они становятся предметом его отношения к окружающему миру, его действий и в силу этого существенно влияют на технологию формирования личности как субъекта культуры.
Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности – сложившиеся способности, умения, стереотипы поведения; другое открывается ему в своем новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти.
Вклады прошлого опыта в личность становятся зависимыми от самой личности, превращаются в ее функцию58 .
Активное творческое восприятие социально-культурного опыта предопределяется характером любого демократического и ныне формирующегося информационного общества XXI века, которое призвано видеть в человеке не пассивный продукт среды, не винтик, подогнанный под параметры определенней системы, не безликий объект управления стоящих над ним институтов и организаций, а субъект социального процесса, 56 Парыгин Б.
Д.
Социальная психология.
СПб., 1999.
592 с.
57 Иконникова С.
Н.
Молодежь.
Социологический и социально-психологический анализ.
Л., 1974.
166 с.
58 Леонтьев А.
Н.
Деятельность.
Сознание.
Личность.
М., 1975.
304 с.


[стр.,60]

60 всецело ответственный за все общественные дела.
Такой человек не перекладывает ни доли своей реальной ответственности на существующие правила и нормы.
Он сам выступает как творец всех и всяких норм жизни, как творец самого себя.
Социально-культурный процесс в основе своей направлен на то, чтобы каждый представитель подрастающего поколения, усваивая социальный опыт,
в первую очередь, сформировал себя, из богатств человеческой культуры "вырастил" свое сокровенное "я".
Иначе говоря, задача не в том, чтобы он просто
накопил вне содержания своей жизни эти богатства, "оброс снаружи" цивилизованностью и научился пользоваться результатами творчества, потреблять их как средства, а в том, чтобы он отождествил свое "я" с содержанием культуры, слил с ее жизнью свою жизнь, с ее целями свои цели и тем самым сделал смыслом своей жизнедеятельности все подлинно человеческое в человеке59 .
В процессе социализации формирующаяся личность усваивает социальнокультурный опыт, интериоризирует общественные ценности, требования и нормы, вырабатывает социально оправданную мировоззренческую позицию, овладевает способами общественного поведения и деятельности, утверждает в себе готовность и способность квалифицированно, ответственно и эффективно выполнять социальные роли в сфере экономики, политики, культуры и права60 .
Для оценки параметров процесса постижения социального опыта принципиальное значение имеет точка зрения Г.Е.Глезермана61 , который считает, что понятие "социализация" не исчерпывает всего многообразия взаимоотношений личности и социальной среды, что оно по содержанию уже, чем понятие "формирование человека".
Однако именно узость понятия "социализация" имеет определенные преимущества, т.
к.
позволяет более конкретно и целенаправленно отразить природу вхождения личности в конкретную общественную среду.
Понятие "социализация" прочно вошло в практику учебно-воспитательных учреждений для детей, подростков и молодежи.
Вместе с тем, представляется неоправданным ограничивать временные рамки этого процесса, равно как и формирования социально-культурного опыта, только периодом детства и юношества (как это, в частности, делает Н.
В.
Андреенкова).
Э.
В.
Соколов62 справедливо отмечает, что освоение социально-культурного опыта как процесс, ограниченный периодом детства и юношества, был приемлем в традиционных обществах с относительно бедным культурным потенциалом.
В современных условиях непрерывного и активного усложнения общественной жизни социализация личности продолжается всю жизнь.
Граница во времени между воспитанием как подготовкой к жизни и самой жизнью во многих отношениях стирается.
С другой стороны, разные стадии развития – детство, отрочество, юность – нельзя рассматривать как подготовительные, имеющие целью лишь постижение культуры.
С самого раннего детства формирующаяся личность не только усваивает культуру, она становится субъектом ее функционирования и дальнейшего развития.
Сложность и противоречивость усвоения социально-культурного опыта связана и с тем, что, будучи производной общественных отношений, личность остается автономной системой, которая обладает самостоятельной ценностью.
Выполняя различные социальные функции, она не растворяется в них и не исчерпывается ими.
Более того, в каждом виде социально-культурной деятельности личность проявляет свой индивидуальный почерк, отражает свое отношение к предмету и содержанию деятельности, свою мировоззренческую и нравственно-эстетическую позицию.
59 Батищев Г.
С.
Активный характер воспитания//Новые исследования в педагогических науках.
1965.
Вып.
V.
С.
73 – 79.
60 Ариарский М.
А.
Роль учебных заведений профтехобразования в социализации личности будущего рабочего/Материалы Международного семинара по профессионально-техническому образованию 6 – 8 октября 1972 г.
Народная Республика Болгария, София, 1972.
С.
171 – 183.
61 Глезерман Г.
Е.
Формирование, воспитание, самовоспитание личности.
//Вопросы философии.
1976.
№ 4.
С.
27 – 41.
62 Соколов Э.
В.
Культура и личность.
Л.: Наука, 1972.
228 с.

[Back]