Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 169]

планомерных воздействий на сознание и поведение человека, которые наряду с самовоспитанием формируют осознанные понятия морали, нравственные убеждения, склонности, чувства, черты характера.
Нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение и организацию опыта нравственной деятельности.
Однако
на практике нет таких элементов жизнедеятельности, которые бы в той или иной мере не влияли на нравственное формирование личности.
Нравственность воспитывается всеми компонентами окружающей человека микросреды.
Но это не снижает значимости
конкретных форм музейной деятельности, которые раскрывают сущность человеческой морали, демонстрируют эталоны нравственного поведения и способствуют формированию у посетителей соответствующего опыта нравственной деятельности.
Система нравственного воспитания объединяет две его стороны: объективную, отражающую нравственные требования, предъявляемые личности обществом; и субъективную, в которой преломляется отношение конкретного человека к обществу, людям, профессионально-трудовой, общественнополитической и культурно-досуговой деятельности, духовным и материальным ценностям.
Важнейшая задача социально-культурной деятельности, равно как и всего
процесса воспитания, заключается в том, чтобы объективное нравственное требование стало субъективной нормой поведения личности, т.е.
практически объединились объективные и субъективные начала воспитания.
Решение этой задачи предполагают определенную систему, в которой формируются: нравственные убеждения; нравственные чувства; нравственные поступки, поведение.
Будучи основой нравственного самосознания, убеждения отражают глубоко усвоенные знания, в истинности и бесспорности которых
у человека нет сомнений, и он готов отстаивать их при любых обстоятельствах.
В условиях неинституциональной социально-культурной деятельности нравственная убежденность наиболее ярко проявляется в том, что
в свое свободное время, без служебного или иного юридически зафиксированного контроля, люди с исключительным упорством и последовательностью осваива
[стр. 89]

89 культуры человека, могут возникать разные задачи, вытекающие из специфики социально-культурной ситуации.
Однако есть непреложные ценности, которые постоянно должны находиться в поле внимания общества и государства.
В первую очередь – это формирование нравственной культуры личности.
Современная этика, социальная психология и педагогика убедительно показали, что, будучи важнейшей составной частью единого процесса духовного формирования личности, нравственный аспект воспитания пронизывает все его стороны, отражает особенности социальной среды, общественных отношений, образа жизни.
Его невозможно отделить от политического воздействия или процесса формирования творческого отношения к труду, оно органически включается в любую форму социально-культурной деятельности, пронизывает деловое и нерегламентированное общение.
Нравственное воспитание носит всеобъемлющий характер.
Утверждать гуманистическую, активную, деятельную мораль невозможно посредством отдельного, эпизодического мероприятия.
Эффективность нравственного воспитания средствами социально-культурной деятельности находится в прямой зависимости от того, насколько она пронизывает и содержание, и стиль, и атмосферу всей системы общественной жизни разных групп населения.
Но наличие нравственных начал в любой сфере духовной жизни не исключает, а предполагает осуществление системы пропаганды принципов нравственности, органически дополняемой и углубляемой включением различных групп населения в деятельность, в процессе которой знание нравственных категорий преобразуются в убеждения, становятся нормой поведения.
Первым принципом морали, выражающим ее основную сущность и составляющим сердцевину нравственного воспитания, является преданность Отечеству, любовь к своей стране, независимо от того, переживает ли она период процветания или испытывает кризисные процессы.
Нравственность синтезирует и отражает социальный опыт личности, ее мировоззренческие позиции, идейные убеждения, деловые и неформальные отношения.
Как важнейший компонент единой системы воспитания нравственное воспитание представляет совокупность целенаправленных и планомерных воздействий на сознание и поведение человека, которые наряду с самовоспитанием формируют осознанные этические понятия, нравственные убеждения, склонности, чувства и черты характера.
Нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение и организацию опыта нравственной деятельности, однако
практика показывает, что фактически нет элементов жизнедеятельности, которые бы в той или иной мере не влияли на нравственное формирование личности.
Нравственность воспитывается всеми компонентами окружающей человека микросреды.
Но это не снижает значимости
массовых мероприятий, раскрывающих сущность человеческой морали и организации соответствующего опыта нравственной деятельности.
Первым компонентом системы формирования морали средствами социальнокультурной деятельности выступает нравственное просвещение, которое концентрируется на раскрытии: сущности общечеловеческой морали и роли нравственных начал жизни общества; основных морально-волевых качеств личности, сфер и форм их проявления; особенностей отношения человека к труду, познанию и выполнению гражданских и общественных обязанностей, норм взаимоотношений между людьми.
Пропагандируя с помощью лекций, докладов, устных журналов и других методов просвещения принципы морали, каждый из которых составляет основу соответствующего направления нравственного воспитания, нельзя не учитывать, что идеи патриотизма, интернационализма, гуманизма, коллективизма, творческого отношения к труду и непримиримости ко всему, что мешает общественному благу, утверждаются не только и не столько беседами или тематическими вечерами, сколько методами формирования общественного поведения и организации соответствующего опыта нравственной деятельности.


[стр.,90]

90 Одним из важнейших принципов морали является забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
Это связано с воспитанием отношения к труду как к фактору физического, нравственного и интеллектуального развития, как к средству утверждения подлинно гуманистических и коллективистских черт, как к форме проявления социально оправданной активной жизненной позиции.
Второй компонент системы нравственного воспитания проявляется в использовании специфических педагогических приемов, способствующих формированию у разных групп населения необходимых моральных качеств.
Реализуя принцип индивидуализации идейно-нравственного воздействия, организатор социально-культурной деятельности призван, опираясь на известные положительные черты характера воспитуемого, включать индивида в социально и нравственно значимые формы творчества, утверждая тем самым нравственные нормы как черты личности.
Третьим компонентом нравственного воспитания средствами и методами социальнокультурной деятельности является воздействие на личность силой положительного примера.
Наконец, четвертым компонентом системы нравственного воспитания в семье, учебном заведении, трудовом коллективе или любой другой ячейке общества выступает моральный климат.
Формирование нравственной атмосферы, как правило, не планируется, ибо это не самоцель, а педагогическое условие, без реализации которого нет единого воспитательного процесса.
И это еще раз предопределяет необходимость видеть нравственные аспекты любой социально-культурной акции, рассматривать любую сферу жизнедеятельности как комплексный институт формирования личности.
В системе нравственного воспитания проявляется единство двух его сторон: объективной, отражающей нравственные требования, которые предъявляет к личности общество, и субъективной, в которой преломляется собственное отношение конкретного человека к обществу, труду, людям, духовным и материальным ценностям.
Важнейшая задача социально-культурной деятельности, равно как и всего
воспитания, состоит в том, чтобы объективное нравственное требование стало субъективной нормой поведения личности, то есть объективные и субъективные начала воспитания практически совместились.
Решение этой задачи предполагает систему, в процессе которой формируются: нравственные убеждения; нравственные чувства; нравственные поступки, поведение.
Будучи основой нравственного самосознания, убеждения отражают глубоко усвоенные знания, в истинности и бесспорности которых
нет сомнений и которые человек готов отстаивать при любых обстоятельствах.
В условиях неинституциональной социально-культурной деятельности нравственная убежденность наиболее ярко проявляется в том, что,
не ощущая в свободное время факторы служебного или иного юридически зафиксированного контроля, люди с исключительным упорством и последовательностью трудятся над созданием новых духовных и материальных ценностей, отдают свой досуг благородному делу пропаганды искусства.
В сфере свободного времени моральная убежденность раскрывается в нравственном иммунитете, в неприятии любых чуждых общечеловеческой морали влияний.
Формирование идейно-нравственной убежденности органически связано с развитием нравственных чувств.
"Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, – писал К.Д.Ушинский, – не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.
В мыслях наших мы можем сами себя

[Back]