Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 171]

Становление нравственных начал неотделимо от последовательного формирования гражданского самосознания, гражданской позиции, гражданского поведения.
Их взаимодействие составляет гражданскую культуру личности как универсальную характеристику результатов реализации действующих в обществе технологий, обеспечивающих эффективность общественно-личных отношений.
Гражданская культура представляет собой совокупность ценностей, стандартов, норм и стереотипов, регулирующих отношения индивида или социальной группы с обществом и властью.
Первый элемент гражданской культуры историческое, гражданское сознание, основным компонентом которого является самоидентификация личности.
Принятие определенной социальной роли, идентификация себя с конкретным «другим» (личностью, группой, обществом) детерминирует принятие соответствующих данной социальной роли установок, стереотипов, поведенческих моделей и естественное следование им в повседневной практике.
По
3.
Фрейду, самоидентификация является базовым фактором развития личности, основанным на сопоставлении понятий «я» и «другой».
В психологии идентификация это процесс самоотождествления с другим человеком, группой, образцом.
Гражданская самоидентификация как основной компонент гражданского самосознания непосредственно связана с осознанием себя как члена общества.
Это глубоко личное качество, формирующееся в детстве и отрочестве и впоследствии становящееся психологической доминантой личности.
На формирование гражданской самоидентификации особое влияние оказывают
факторы ближайшей социальной среды семья, род, национальная общность, социальный слой.
Они составляют часть социальнопедагогического процесса, результат которого индивидуальное сознание, испытывающее потребность и проявляющее способность идентифицироваться с чем-то вне этого сознания.
Человек как член общества из многообразия признаков выделяет какойлибо наиболее важный и соотносит себя как личность именно с ним, часто проецируя свойства близкой социальной среды на все общество.
Социальная группа,
являющаяся примером коллективного сознания, особо нуждается в самоидентификации и самопрезентации, поскольку только через это она становится референтной.
Например, человек может идентифицировать себя с определенной нацией, ориентируясь на такие признаки, как язык, традиции,
[стр. 91]

91 обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле"100 .
Опираясь на единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, социально-культурная деятельность может эффективно стимулировать утверждение и развитие чувств энтузиазма, воодушевления, любви к Родине, чувства гордости за принадлежность к народу, выработавшему непреходящие традиции гуманизма, духовности, патриотизма и коллективизма.
Сама природа этой деятельности требует единства рационального и эмоционального воздействия, не допуская моральных назиданий или порицания, которые, по образному замечанию К.
Д.
Ушинского, "едва ли даже не хуже наказаний", ибо, не будучи прочувствованными, толкают к лицемерию и ханжеству101 .
Участие в социально-культурной деятельности стимулирует рост духовных запросов, тягу к знаниям.
В этой деятельности человек освобождается от пут индивидуализма, проникается сознанием необходимости действовать в интересах общества, во имя достижения общественных идеалов, вырабатывая при этом высокие моральные и духовные качества, привычку бескорыстного выполнения общественных обязанностей, чувство ответственности перед коллективом, потребность в товарищеской взаимопомощи.
Становление нравственных качеств неотделимо от последовательного формирования гражданского самосознания, гражданской позиции, гражданского поведения, взаимодействие которых составляет гражданскую культуру личности как универсальную характеристику действующих в обществе технологий общественно-личных отношений.
Гражданская культура – это совокупность ценностей, стандартов, норм и стереотипов, регулирующих отношения индивида или социальной группы с обществом и властью.
С одной стороны, эти отношения предопределяются конституцией, кодексами и иными принятыми в государстве законодательными актами, с другой – такими неотъемлемыми атрибутами психологии человека и социума, как стереотипы индивидуального и общественного сознания.
Первый элемент гражданской культуры – гражданское сознание, основным компонентом которого является самоидентификация личности.
Принятие определенной социальной роли, идентификация себя с конкретным "другим" (личностью, группой, обществом) детерминирует принятие соответствующих данной социальной роли установок, стереотипов, поведенческих моделей и естественное следование им в повседневной практике.
По
З.Фрейду, самоидентификация является базовым фактором развития личности, основанным на сопоставлении "я" и "другого".
В психологии идентификация представлена как процесс самоотождествления с другим человеком, группой, образцом.
Гражданская самоидентификация как основной компонент гражданского самосознания непосредственно связана с осознанием себя как члена общества.
Это глубоко личное качество, формирующееся в детстве и отрочестве и впоследствии становящееся психологической доминантой личности.
На формирование гражданской самоидентификации особое влияние оказывают
такие факторы, как ближайшая социальная среда – семья, род, национальная общность, социальный слой, и это является частью социально-педагогического процесса, результатом которого становится индивидуальное сознание, испытывающее потребность и проявляющее способность идентифицировать себя с чем-то вне себя.
Осознавая себя членом общества, человек выделяет из многообразия его признаков какой-то наиболее важный для себя и соотносит себя как личность именно с ним, часто проецируя свойства близкой социальной среды на все общество.
Социальная группа,
представляя собой пример коллективного сознания, особо нуждается в самоидентификации и самопрезентации, ибо только через это она становится референтной.
К примеру, человек может идентифицировать себя с определенной нацией, 100 Ушинский К.
Д.
Собр.
соч., т.
9.
М., 1966.
С.
117–118.
101 Ушинский К.
Д.
Избранные пед.
соч., т.
1.
М., 1964.
С.
611.

[Back]