Если гражданское самосознание это построение модели отношений личности или социальной группы с обществом и властью, базирующееся на идентификации себя как члена этого общества, то понятие «гражданская позиция» ассоциируется, прежде всего, с нравственными качествами как субъективными свойствами личности. Гражданская позиция совокупность характеристик отношений индивида с обществом и властью, заданных как объективно, независимо от общества, так и субъективно, самим обществом. Однако ни одна из характеристик не является окончательной. Все они подвержены изменениям в такой же степени, как и само общество, равно как и каждая личность. Активная позиция может переходить в пассивную в результате разочарования, усталости или изменения жизненных ценностей. Объективно заданная неспособность влиять на общественное устройство может смениться у каждого гражданина высоким потенциалом воздействия на власть, как это произошло в постперестроечной России. В этом случае велика роль социально-педагогических механизмов, посредством которых формируется тот или иной тип позиции гражданина и патриота. Гражданская позиция только предпосылка гражданского поведения индивида или социальной группы, она его предопределяет и формирует, но не подменяет и не является ему тождественной. Гражданское поведение это реализация гражданской позиции в повседневной профессиональнотрудовой, общественно-политической, семейно-бытовой и социальнокультурной деятельности. Гражданская позиция проявляется в повседневном социальном поведении и социально значимой деятельности индивида. Личность всегда каким-либо образом выражает свою гражданскую позицию. Любой человек с активной гражданской и социально-культурной позицией реализует ее принятыми в обществе и подходящими ему по темпераменту и характеру способами: обсуждает политические события в кругу друзей, изучает аналитические обзоры в прессе, участвует в выборах, митингах, пикетах, демонстрациях, забастовках, самовыдвигается в политические структуры и т.д. Его антипод, наоборот, сторонится этого, переключает телевизор, если там заходит речь о политике, игнорирует выборы и любые общественные акции, не подписывает ни один призыв, ни протестного, ни ортодоксального толка. В разном поведении людей проявляются их различные гражданские позиции, и это подтверждает неотделимость гражданской пози |
92 ориентируясь на такие признаки принадлежности к ней, как язык, традиции, культура; с понятием "гражданин России", мысля масштабами страны и относя себя именно к ней; может увидеть в себе космополита, будучи психологически независимым от того общества, в котором живет и членом которого является лишь юридически. Референтная социальная группа может осознавать себя "коммунистами" "интеллигенцией", "шестидесятниками" и т. д. При этом механизм самоидентификации будет включать в себя стереотипизацию того объекта, с которым человек или социальная группа себя отождествляют. Гражданская самоидентификация является психологическим механизмом, формирующим гражданское самосознание, поскольку усвоение определенной социальной роли детерминирует принятие соответствующих психологических и поведенческих стереотипов и установок. Сфера гражданского в человеческом сознании весьма динамична. Развивающееся сознание неизбежно ведет внутреннюю полемику, рефлексирует, под влиянием внешних обстоятельств и условий оценивает и переоценивает принятые ранее стереотипы. Эволюция личности, ее активная интеллектуальная деятельность часто приводят к переоценке ценностей, сложившихся на том или ином этапе жизни, что может вызвать другое, негативное отношение к "своей" социальной группе, потребность в смене идентичности, внутренний конфликт. Так произошло с теми советскими гражданами, кто сжег свои партийные билеты в эпоху перемен, будучи до этого убежденными коммунистами. Рефлексия, размышления, приведшие к осознанию прошлого как ошибки происходили настолько интенсивно, им придавалось столь большое нравственное значение, что результатом стала смена гражданской самоидентификации и соответствующих ей стереотипов. Если гражданское самосознание – это построение модели отношений личности или социальной группы с обществом и властью, базирующееся на идентификации себя как члена общества, то понятие "гражданская позиция" ассоциируется с нравственными качествами как субъективными свойствами личности. Каждый индивид в обществе, хочет он того или нет, самой системой социальных связей вынужден каким-то образом относиться к власти, какой бы системой управления она ни была представлена. При этом отношения индивида с властью существуют непременно в виде взаимодействия, где оба субъекта являются активными элементами. И индивид, и власть выступают одновременно и субъектами, и объектами этого взаимодействия. В демократических государствах, например, индивид формирует состав власти, выбирая парламент и президента, и тогда он выступает в качестве субъекта, а власть в качестве объекта, в то же время власть, начав функционировать в новом составе, принимает какие-либо значимые решения, которые в той или иной степени касаются каждого гражданина, и тогда их роли меняются. Гражданская позиция – это совокупность характеристик отношений индивида с обществом и властью, заданных как объективно, независимо от него, так и субъективно, им самим. Однако ни одна из характеристик не является окончательной. Все они подвержены изменениям в той же степени, что и само общество, равно как и каждая личность. Активная позиция может смениться пассивной в результате разочарования, усталости либо смены жизненных ценностей, а объективно заданная неспособность влиять на общественное устройство может смениться большим потенциалом воздействия на власть у каждого гражданина, как произошло в постперестроечной России. При этом огромная роль здесь принадлежит социально-педагогическим механизмам, посредством которых формируется тот или иной тип гражданской позиции. Гражданская позиция – это лишь предпосылка гражданского поведения индивида или социальной группы, она его предопределяет и формирует, но не подменяет и не тождественна ему. Гражданское поведение – это реализация гражданской позиции в повседневной социально-культурной деятельности. Гражданская позиция нуждается в выражении, которое проявляется в повседневном социальном поведении и деятельности индивида. 93 Личность всегда каким-либо образом выражает свою гражданскую позицию. В высокой степени политизированный человек с активной гражданской позицией реализует ее принятыми в обществе и подходящими ему по темпераменту и характеру способами: это разговоры о политике в кругу друзей, внимание к этим вопросам в прессе, митинги, демонстрации, участие в пикетах, забастовках, профсоюзная деятельность, публикации в периодической печати, участие в выборах, самовыдвижение в политические структуры и т. д., а его антипод сторонится всего этого, переключая программы телевидения, если речь заходит о политике или общественной проблематике, игнорируя выборы, акции протеста и не подписываясь ни под какими призывами, ни протестного, ни ортодоксального толка. В разном поведении людей проявляются их различные гражданские позиции. А этим подчеркивается то, что гражданская позиция неотделима от гражданского поведения. Они существуют в неразрывном диалектическом единстве. При этом гражданское поведение личности или социальной группы в зависимости от различных обстоятельств эволюционирует таким же образом, как и их гражданская позиция. Изучение гражданского поведения позволяет диагностировать состояние гражданской культуры в обществе, выделить ее основные типы. Обобщение сложившихся в конце XX века концепций позволяет утверждать, что гражданская культура – дискретное явление, воплощающееся в многообразных по форме и содержанию типах: системах норм, ценностей, целей, стандартов, обычаев, образцов, технологий, регулирующих взаимоотношения индивида или социальной группы с обществом и властью и зафиксированных в виде социально-психологических стереотипов. Носителем определенного типа гражданской культуры, соответственно, может являться и личность, и социальная группа, и социум в целом. Сфера гражданского ограничивается общественно-личными отношениями, в которых важнейшая роль отводится взаимоотношениям носителя и власти, осуществляющимися в соответствии с политическим устройством данного общества. Структуру гражданской культуры составляют гражданское самосознание, гражданская позиция и гражданское поведение, располагающиеся по вертикали причинно-следственных связей: гражданское самосознание определяет гражданскую позицию, гражданская позиция – гражданское поведение. Процесс изменения содержания этих элементов в индивидуальном и массовом сознании является частью происходящего в обществе процесса социально-культурных изменений. Формирование культуры – явление многогранное. Оно решает широчайший круг задач – от приучения новорожденного к основам человеческого поведения и владения речью до формирования эстетического отношения к действительности и умения жить по законам красоты. Но сердцевину этого процесса составляет процесс формирования мировоззрения как совокупности философских, экономических, социально-политических, этических и других взглядов и представлений, выражающих общие стороны явлений действительности и определяющих общий подход к их истолкованию. Важнейшей производной мировоззренческой позиции, детерминирующей гражданские качества личности, выступает политическая культура как синтез идейных убеждений, политических знаний и организаторских умений и навыков, которые обеспечивают возможность эффективно выполнять социально-политические функции. Значимость политической культуры и настоятельная необходимость ее формирования с исключительной наглядностью проявилась в российском обществе в 90-е годы XX века, когда из-за недостатка этой культуры огромное число руководителей – от депутатов Государственной думы Федерального собрания до членов региональных, муниципальных и иных органов власти – оказались неспособными выполнять свои функции, допустили непоправимые ошибки, дискредитировали власть в глазах народа, не только не устранили, но и усугубили возникший в стране экономический, политический и духовный кризис. Политическая культура предполагает единство взглядов, убеждений и действий, а это, в свою очередь, детерминирует органичную взаимосвязь информационнопросветительного воздействия, обеспечивающего формирование глубоких и осознанных |