тических знаний, и это сказалось как на сфере их производственной деятельности, так и в деле воспитания детей. В этой ситуации включение социально-культурной деятельности музеев в систему эстетического воспитания обеспечивает непрерывное художественное просвещение разных групп населения. Это позволяет решать одну из кардинальных воспитательных задач формировать у людей социально значимые духовно-эстетические интересы и потребности. Сейчас, когда человечество последовательно вовлекается в формирующееся информационное общество XXI века, с особой силой проявляется закон возвышения потребностей. Усложнение производства, внедрение высоких технологий, совершенствование качества образования и расширение инфраструктуры социально-культурной сферы детерминируют и соответствующее развитие материальных и духовных потребностей людей. Категория «потребность» охватывает широкий круг физиологических, психических, социально-психологических, философских, экономических, этических и эстетических явлений. Она неотделима от понятий «интерес», «мотив», «установка», «цель». При этом потребность становится первоосновой для правильного восприятия и интересов, и целевых установок, и мотивов деятельности человека. Наиболее близки друг к другу понятия «потребность» и «интерес», но в то же время они различаются. И потребности, и интересы побуждают личность к активности, предопределяются ее объективным положением в системе социальных отношений, реальными условиями ее жизнедеятельности. При всей близости этих категорий следует подчеркнуть и их определенные различия. Понятие «потребность» по объему значительно шире, оно охватывает как биологические, так и социальные факторы. «Потребности, подчеркивал К. Маркс, могут быть «естественными», «физическими», «интеллектуальными», «социальными»124. Интерес же присущ только человеку. «Всякий интерес, писал И. Кант, предполагает потребность или порождает е е ...» 125. Интерес является одним из этапов развития потребности, осознанной формой ее проявления. Потребности по своему характеру устойчивы, а интересы более разнообразны и подвижны. 1 2 4Маркс К., Энгельс Ф. Дебаты о свободе печати. Соч. Изд-е 2-е. Т.1. М., 1959. С.72. 125 Кант И. Соч. в 6-ти тт. Т.5. М., 1966. С.121. |
97 Если в части школьников, учащихся профессиональных училищ или студентов социально-культурная деятельность может опереться на учебный процесс, в той или иной мере решающий задачи формирования эстетических знаний и художественной культуры, то в отношении трудящихся этой опоры практически нет. Более того, ряд поколений людей, выросшие в период Великой Отечественной войны или иное сложное время, в детские годы не получили элементарных эстетических знаний, ощущая этот пробел и в сфере производства, и при выполнении родительских функций. В этой ситуации включение социально-культурной деятельности в систему эстетического воспитания и такой ее компонент, как непрерывное просвещение разных групп населения, органично связано с решением одной из кардинальных задач воспитания – формированием у людей социально значимых духовно-эстетических интересов и потребностей. Ныне, когда человечество последовательно вовлекается в формирующееся информационное общество XXI века, с особой силой проявляется закон возвышения потребностей, исходящий из того, что внедрение высоких технологий и расширение инфраструктуры социально-культурной сферы, усложнение производства детерминируют и соответствующее развитие материальных и духовных потребностей людей. Категория "потребность" охватывает широкий круг физиологических, психических, социально-психологических, философских, экономических, этических и эстетических явлений. Она неотделима от понятий "интерес", "мотив", "установка", "цель". При этом потребность выступает здесь как первооснова, предопределяющая правильное восприятие и интересов, и целевых установок, и мотивов деятельности людей. Наиболее близки друг к другу понятия "потребность" и "интерес", но в то же время они различны. И потребность, и интересы выступают побудителями активности личности, определяются ее объективным положением в системе социальных отношений, реальными условиями ее жизнедеятельности. Но при всей близости указанных категорий необходимо подчеркнуть и определенные различия между ними. Понятие "потребность" по объему значительно шире, охватывая как биологические, так и социальные факторы. Потребности, – подчеркивал К. Маркс, – могут быть "естественными", "физическими", "интеллектуальными", "социальными"102 . Интерес же свойственен только человеку. "Всякий интерес, – писал И. Кант, – предполагает потребность или порождает ее..."103 . Интерес является одним из этапов развития потребности, осознанной формой ее проявления. Потребности по своему характеру устойчивы, а интересы более разнообразны и подвижны. Обоснованию роли и места социально-культурной деятельности в системе формирования культуры личности способствует осуществленный Г. И. Щукиной анализ специфики познавательных интересов104 . Познавательный интерес, подчеркивает автор, представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Он выступает как цель воспитания и развития личности, как мотив усвоения определенных духовных ценностей. Формирование познавательного интереса происходит двумя путями: самим содержанием просвещения и определенной организацией познавательной деятельности объекта воспитания. Эстетическая потребность утверждается на фундаменте знаний в процессе просвещения и воспитания. Следующая ступень развития эстетической потребности тесно связана с мотивами, в которых выражается направленность действий человека для их удовлетворения. Разработка категории эстетической деятельности в прикладной культурологии, по существу, находится еще в начальной стадии. Многие авторы при анализе структуры 102 Маркс К., Энгельс Ф. Дебаты о свободе печати. Соч., изд. 2-е, т. 1. М., 1959. С. 72. 103 Кант И. Соч. в 6-ти томах. М., 1966, т. 5 С. 121. 104 Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. 351 с. |