Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 181]

181 9 Обоснованию роли и места социально-культурной деятельности музейных учреждений в системе формирования культуры личности способствует осуществленный Г.И.
Щ укиной анализ специфики познавательных
интересов126.
Автор подчеркивает, что познавательный интерес представляет собой ф избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
Он выступает как цель воспитания и развития личности, как мотив усвоения определенных духовных ценностей.
Формирование познавательного интереса происходит двумя путями:
содержанием просвещения и определенной организацией познавательной деятельности объекта I воспитания.
Эстетическая потребность
появляется в процессе просвещения и воспитания.
Следующая ступень развития эстетической потребности тесно связана с мотивами, в которых выражается направленность
действия человека для их удовлетворения.
• По существу, разработка категории эстетической деятельности находится еще в начальной стадии.
Многие авторы при анализе структуры
эстетической деятельности ограничиваются исследованием художественного творче* ства.
Между тем, эстетическая деятельность
не только и не столько художественное творчество.
Как справедливо констатирует А.К.
Уледов, «эстетическая деятельность вносит элемент творчества во все сферы общественной жизни и связана с преобразованием предметной среды
природной и общественной»127.
Генетический анализ эстетического отношения человека в системе общественной практики позволил Л.И.
Новиковой выделить следующие виды
128 эстетической деятельности : ♦ # эстетическая деятельность в системе материальной культуры (прежде всего ремесло и народная архитектура); обрядовый и игровой фольклор, воспроизводящий бытовые и производственные отношения; устный фольклор; искусство как особый социально-исторический вид эстетической деятельности.
126Щукина Г.И.
Проблема познавательного интереса в педагогике.
М., 1971.351 с.

127Уледов А.К.
Духовная жизнь общества.
М., 1980.
159 с.
128Новикова Л.И.
Искусство и труд.
М., 1974.
176 с.
[стр. 97]

97 Если в части школьников, учащихся профессиональных училищ или студентов социально-культурная деятельность может опереться на учебный процесс, в той или иной мере решающий задачи формирования эстетических знаний и художественной культуры, то в отношении трудящихся этой опоры практически нет.
Более того, ряд поколений людей, выросшие в период Великой Отечественной войны или иное сложное время, в детские годы не получили элементарных эстетических знаний, ощущая этот пробел и в сфере производства, и при выполнении родительских функций.
В этой ситуации включение социально-культурной деятельности в систему эстетического воспитания и такой ее компонент, как непрерывное просвещение разных групп населения, органично связано с решением одной из кардинальных задач воспитания – формированием у людей социально значимых духовно-эстетических интересов и потребностей.
Ныне, когда человечество последовательно вовлекается в формирующееся информационное общество XXI века, с особой силой проявляется закон возвышения потребностей, исходящий из того, что внедрение высоких технологий и расширение инфраструктуры социально-культурной сферы, усложнение производства детерминируют и соответствующее развитие материальных и духовных потребностей людей.
Категория "потребность" охватывает широкий круг физиологических, психических, социально-психологических, философских, экономических, этических и эстетических явлений.
Она неотделима от понятий "интерес", "мотив", "установка", "цель".
При этом потребность выступает здесь как первооснова, предопределяющая правильное восприятие и интересов, и целевых установок, и мотивов деятельности людей.
Наиболее близки друг к другу понятия "потребность" и "интерес", но в то же время они различны.
И потребность, и интересы выступают побудителями активности личности, определяются ее объективным положением в системе социальных отношений, реальными условиями ее жизнедеятельности.
Но при всей близости указанных категорий необходимо подчеркнуть и определенные различия между ними.
Понятие "потребность" по объему значительно шире, охватывая как биологические, так и социальные факторы.
Потребности, – подчеркивал К.
Маркс, – могут быть "естественными", "физическими", "интеллектуальными", "социальными"102 .
Интерес же свойственен только человеку.
"Всякий интерес, – писал И.
Кант, – предполагает потребность или порождает ее..."103 .
Интерес является одним из этапов развития потребности, осознанной формой ее проявления.
Потребности по своему характеру устойчивы, а интересы более разнообразны и подвижны.
Обоснованию роли и места социально-культурной деятельности
в системе формирования культуры личности способствует осуществленный Г.
И.
Щукиной анализ специфики познавательных
интересов104 .
Познавательный интерес, подчеркивает автор, представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
Он выступает как цель воспитания и развития личности, как мотив усвоения определенных духовных ценностей.
Формирование познавательного интереса происходит двумя путями:
самим содержанием просвещения и определенной организацией познавательной деятельности объекта воспитания.
Эстетическая потребность
утверждается на фундаменте знаний в процессе просвещения и воспитания.
Следующая ступень развития эстетической потребности тесно связана с мотивами, в которых выражается направленность
действий человека для их удовлетворения.
Разработка категории эстетической деятельности в прикладной культурологии, по существу, находится еще в начальной стадии.
Многие авторы при анализе структуры
102 Маркс К., Энгельс Ф.
Дебаты о свободе печати.
Соч., изд.
2-е, т.
1.
М., 1959.
С.
72.
103 Кант И.
Соч.
в 6-ти томах.
М., 1966, т.
5 С.
121.
104 Щукина Г.
И.
Проблема познавательного интереса в педагогике.
М., 1971.
351 с.


[стр.,98]

98 эстетической деятельности ограничиваются исследованием художественного творчества.
Между тем, эстетическая деятельность
– это не только и не столько художественное творчество.
Как справедливо констатирует А.
К.
Уледов: "Эстетическая деятельность вносит элемент творчества во все сферы общественной жизни и связана с преобразованием предметной среды
– природной и общественной"105 .
Генетический анализ эстетического отношения человека в системе общественной практики позволил Л.
И.
Новиковой выделить следующие виды
эстетической деятельности106 : 1.
Эстетическая деятельность в системе материальной культуры (прежде всего ремесло и народная архитектура).

2.
Обрядовый и игровой фольклор, воспроизводящий бытовые и производственные отношения.

3.
Устный фольклор.
4.
Искусство как особый социально-исторический вид эстетической деятельности.

Прикладная культурология исходит из того, что ни одна из духовных потребностей не будет успешно реализована, если она не включает в себя элемент эстетического отношения к действительности.
В силу этого эстетическая потребность по природе своей носит универсальный характер и самым тесным образом связана с другими духовными потребностями.
Так, проявление эстетических моментов в трудовой деятельности связано с эстетическим восприятием, наслаждением самим трудом и его результатом.
В процессе преобразовательной деятельности через труд складывается, реализуется и развивается познавательная потребность, окрашенная эстетическим отношением к действительности и искусству.
Эстетические отношения закрепляются в общении, в рамках которого индивиды физически и духовно творят друг друга.
В этих условиях общение выступает и как механизм воспитательного процесса и как средство удовлетворения эстетической потребности.
В понятии "потребность" заложено и нравственное начало, ибо интеллектуальные и социальные потребности имеют границы лишь морального свойства.
Неуемное потребительство, преобладание материальных над духовными потребностями приводит к уродливым, чуждым здоровому обществу явлениям.
Мир материальных благ всегда был пробным камнем, испытывающим уровень эстетической культуры и нравственности человека.
Страсть к накопительству, беспредельное поклонение вещам приводит к деградации духовных ценностей – любви, счастья, радости творческого труда.
Таким образом, области эстетического и морального в структуре духовных потребностей личности не совпадают, а пересекаются и взаимодействуют друг с другом.
И эстетическая, и нравственная потребности имеют единые истоки: труд, познание и общение.
Обе потребности носят оценочный характер, уровень их развития определяется практикой, отношением людей в процессе производства и в сфере свободного времени.
Развитие человека невозможно без совершенствования его эстетических чувств.
Именно эстетические чувства в процессе преобразовательной деятельности, удовлетворения материальных и духовных потребностей дали возможность индивиду раскрыть свои сущностные силы, стать человеком, творцом.
Сущность эстетических чувств невозможно понять вне связи с такой эстетической категорией, как эстетический вкус.
Высоко развитое эстетическое чувство является необходимой предпосылкой хорошего эстетического вкуса.
"Мера вкуса, которой обладает человек, зависит от чувствительности, которой он наделен", – писал Ж.-Ж.
Руссо107 .
105 Уледов А.
К.
Духовная жизнь общества.
М., 1980.
159 с.
106 Новикова Л.
И.
Искусство и труд.
М., 1974.
176 с.
107 Руссо Ж.-Ж.
Об искусстве.
Л.-М.: Искусство, 1959.
105 с.

[Back]