Философия, культурология и педагогика исходят из того, что ни одна из духовных потребностей не будет успешно реализована, если не включает в себя элемент эстетического отношения к действительности. В силу этого эстетическая потребность по своей природе носит универсальный характер и самым тесным образом связана с другими духовными потребностями. Так, проявление эстетических моментов в трудовой деятельности связано с эстетическим восприятием, наслаждением самим трудом и его результатом. В процессе преобразовательной деятельности через труд складывается, реализуется и развивается познавательная потребность, окрашенная эстетическим отношением к действительности. Эстетические отношения закрепляются в общении, в рамках которого индивиды физически и духовно «творят» друг друга. В этих условиях общение выступает и как механизм воспитательного процесса и как средство удовлетворения эстетической потребности. В понятии «потребность» заложено также нравственное начало, поскольку интеллектуальные и социальные потребности имеют границы лишь морального свойства. Безудержное потребление, преобладание потребностей материальных над духовными приводит к уродливым, чуждым здоровому обществу явлениям. Мир материальных благ всегда был пробным камнем, показателем уровня эстетической культуры и нравственности человека. Страсть к накопительству, беспредельное поклонение миру вещей приводит к деградации духовных ценностей: любви, счастья, радости творческого труда. Таким образом, области эстетического и морального в структуре духовных потребностей личности не совпадают, а пересекаются и взаимодействуют друг с другом. Истоки и эстетической, и нравственной потребности едины труд, познание и общение. Каждая из потребностей носит оценочный характер, уровень их развития определяется практикой, отношением людей в процессе производства и в сфере свободного времяпрепровождения. Человек не может развиваться, не совершенствуя свои эстетические чувства. Именно они в процессе преобразовательной деятельности, удовлетворения материальных и духовных потребностей позволяют индивиду раскрыть свои сущностные силы, стать человеком, творцом. Сущность эстетических чувств невозможно понять вне связи с такой категорией, как эстетический вкус. Высоко развитое эстетическое чувство необходимая предпосылка хорошего эстетического вкуса. «М ера вкуса, кото |
98 эстетической деятельности ограничиваются исследованием художественного творчества. Между тем, эстетическая деятельность – это не только и не столько художественное творчество. Как справедливо констатирует А. К. Уледов: "Эстетическая деятельность вносит элемент творчества во все сферы общественной жизни и связана с преобразованием предметной среды – природной и общественной"105 . Генетический анализ эстетического отношения человека в системе общественной практики позволил Л. И. Новиковой выделить следующие виды эстетической деятельности106 : 1. Эстетическая деятельность в системе материальной культуры (прежде всего ремесло и народная архитектура). 2. Обрядовый и игровой фольклор, воспроизводящий бытовые и производственные отношения. 3. Устный фольклор. 4. Искусство как особый социально-исторический вид эстетической деятельности. Прикладная культурология исходит из того, что ни одна из духовных потребностей не будет успешно реализована, если она не включает в себя элемент эстетического отношения к действительности. В силу этого эстетическая потребность по природе своей носит универсальный характер и самым тесным образом связана с другими духовными потребностями. Так, проявление эстетических моментов в трудовой деятельности связано с эстетическим восприятием, наслаждением самим трудом и его результатом. В процессе преобразовательной деятельности через труд складывается, реализуется и развивается познавательная потребность, окрашенная эстетическим отношением к действительности и искусству. Эстетические отношения закрепляются в общении, в рамках которого индивиды физически и духовно творят друг друга. В этих условиях общение выступает и как механизм воспитательного процесса и как средство удовлетворения эстетической потребности. В понятии "потребность" заложено и нравственное начало, ибо интеллектуальные и социальные потребности имеют границы лишь морального свойства. Неуемное потребительство, преобладание материальных над духовными потребностями приводит к уродливым, чуждым здоровому обществу явлениям. Мир материальных благ всегда был пробным камнем, испытывающим уровень эстетической культуры и нравственности человека. Страсть к накопительству, беспредельное поклонение вещам приводит к деградации духовных ценностей – любви, счастья, радости творческого труда. Таким образом, области эстетического и морального в структуре духовных потребностей личности не совпадают, а пересекаются и взаимодействуют друг с другом. И эстетическая, и нравственная потребности имеют единые истоки: труд, познание и общение. Обе потребности носят оценочный характер, уровень их развития определяется практикой, отношением людей в процессе производства и в сфере свободного времени. Развитие человека невозможно без совершенствования его эстетических чувств. Именно эстетические чувства в процессе преобразовательной деятельности, удовлетворения материальных и духовных потребностей дали возможность индивиду раскрыть свои сущностные силы, стать человеком, творцом. Сущность эстетических чувств невозможно понять вне связи с такой эстетической категорией, как эстетический вкус. Высоко развитое эстетическое чувство является необходимой предпосылкой хорошего эстетического вкуса. "Мера вкуса, которой обладает человек, зависит от чувствительности, которой он наделен", – писал Ж.-Ж. Руссо107 . 105 Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980. 159 с. 106 Новикова Л. И. Искусство и труд. М., 1974. 176 с. 107 Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. Л.-М.: Искусство, 1959. 105 с. |