Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 183]

рой обладает человек, зависит от чувствительности, которой он наделен», писал Ж.Ж.
Руссо129.
Иммануил Кант характеризовал вкус как «...способность судить о прекрасном»13 .
В этом кратком определении есть рациональное зерно,
поскольку только человеку с хорошо развитым эстетическим вкусом доступно полное понимание, переживание и оценка прекрасного.
Эстетический вкус
это качество, позволяющее самостоятельно оценивать эстетически значимые явления действительности и искусства, это диалектическое единство условий, процесса и результата деятельности людей.
Эстетический вкус формируется в течение всей жизни человека: в труде, в быту, в художественном творчестве, в процессе образования и воспитания.
Понять характер эстетического вкуса невозможно без соотношения его с эстетическим идеалом.

В эстетическом вкусе находит свое отражение определенная ориентация личности, ее целевая программа,
т.е.
идеал.
Эстетический идеал складывается в определенных исторических условиях на основе общественной практики.
Он отражает противоречивость, сложность и подвижность эстетической потребности.
Иными словами, эстетический идеал формируется на основе развития эстетической потребности, которая и является внутренним условием существования идеала.
Стремление человека изменить, переделать мир по законам красоты, сопряжено с его активностью, детерминантом которой является потребность.
Становление и развитие эстетической потребности происходит в двух взаимосвязанных
формах человеческой деятельности: в восприятии материальных и духовных ценностей и художественном творчестве.
В первом случае имеется в виду эстетическое созерцание природы и предметов материально-преобразовательной деятельности человека.
Второе, включая в себя первое, обусловлено становлением и развитием художественной потребности как особой формы проявления потребности эстетической,
т.е.
возникновением самостоятельного вида духовной деятельности искусства.
Эстетическое восприятие дополняется прошлым опытом личности, и потому
всегда осмысленно, включает в себя обобщение предметов, их свойств и отношений.
Восприятие это «мыслящее» созерцание.
Прежде всего, это ассоциативный процесс
сопереживания и в какой-то степени сотворчества, 1 2 9Руссо Ж.Ж.
Об искусстве.
Л.-М.: Искусство, 1959.
105 с.
130Кант И.
Соч.
в 6-ти т.
Т.5.
М.: Мысль, 1966.

С.203.
[стр. 99]

99 И.
Кант характеризует вкус как "...
способность судить о о прекрасном"108 .
В этом кратком определении есть рациональное зерно,
ибо только человеку с хорошо развитым эстетическим вкусом доступно полное понимание, переживание и оценка прекрасного.
Эстетический вкус
– это способность самостоятельной оценки эстетически значимых явлений действительности и искусства, которая выступает в диалектическом единстве как условие, процесс и результат деятельности человека.
Он может проявляться как результат и в то же время условие для его дальнейшего развития на еще более высоком уровне.
Эстетический вкус формируется в течение всей жизни человека в труде, в быту, в художественном творчестве, в процессе образования и воспитания.
Понять характер эстетического вкуса невозможно без соотношения его с эстетическим идеалом,
ибо в эстетическом вкусе находит свое отражение определенная ориентация личности, ее целевая программа, то есть идеал.
Эстетический идеал складывается в определенных исторических условиях на основе общественной практики Он отражает противоречивость, сложность и подвижность эстетической потребности.
Иными словами, эстетический идеал формируется на основе развития эстетической потребности, которая и является внутренним условием существования идеала.
Стремление человека изменить, переделать мир по законам красоты сопряжено с его активностью, детерминантом которой является потребность.
Становление и развитие эстетической потребности происходит в двух взаимосвязанных
между собой формах человеческой деятельности – в восприятии и художественном творчестве.
В первом случае имеется в виду эстетическое созерцание природы и предметов материально-преобразовательной деятельности человека.
Второе, включая в себя первое, обусловлено становлением и развитием художественной потребности как особой формы проявления потребности эстетической,
то есть возникновением самостоятельного вида духовного производства – искусства.
Эстетическое восприятие дополняется прошлым опытом личности, и потому
оно всегда осмысленно, включает в себя момент обобщения предметов, их свойств и отношений.
Восприятие – это мыслящее созерцание.
И прежде всего это ассоциативный процесс, который включает в себя момент сопереживания и в какой-то степени сотворчества, опосредованный с одной стороны характером художественного произведения, а с другой – жизненным и эстетическим опытом человека.
И, разумеется, интенсивность и глубина сопереживания определяется широтой художественных знаний, уровнем образования.
Как целостное образование духовного мира человека эстетическая потребность универсальна по своему содержанию.
Это та область эстетического сознания, для которой характерно эмоционально-образное отражение действительности и искусства, которая глубоко характеризует эстетическое сознание человека и выступает основанием эстетических чувств, вкуса и идеала, играя роль систематизирующего, ведущего, организующего фактора в его структуре.
Ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение и волевые процессы являются механизмами развития эстетической потребности в структуре эстетического сознания индивида.
Они могут и должны последовательно развиваться и совершенствоваться.
Решению этой задачи призвана способствовать социальнокультурная практика.
Специфика эстетического воспитания проявляется в том, что оно призвано не только развивать художественно-эмоциональную сферу человека, но и совершенствовать его нравственно, интеллектуально и физически.
Общее образование, вооружая человека системой знаний, умений и навыков, формирует мировоззрение, развивает познавательный интерес.
Последний является своего рода поисковым ориентиром, побуждая следить за произведениями того или иного автора, той или иной проблематики, за творчеством исполнителей, художников, режиссеров.
Гуманитарное образование, полученное в общеобразовательной школе, позволяет 108 Кант И.
Соч.
в 6-ти томах.
Т.5.
М.: Мысль, 1966.

203 с.

[Back]