Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 185]

формировать творческие потенции личности; искусство же стимулирует развитие воображения и творческой мысли.
Следующей предпосылкой расширения и совершенствования художественного воспитания
разных групп населения, и в первую очередь молодежи, является развитие средств массовой коммуникации, обеспечивающих всеобъемлющую доступность художественной информации.
В настоящее время практически каждая семья имеет телевизор, радиоприемник, домашнюю библиотеку, музыкальный центр.
Становится обычным наличие в доме компьютера, а вместе с ним необозримого информационного богатства Интернета.
Вместе с тем повышение общеобразовательного уровня, насыщение быта предметной стороной художественной культуры само по себе не поднимает уровень художественного развития человека.
Сила искусства заключается в его способности вовлекать аудиторию в
разработку эстетических идей, заставлять читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме.
Искусство для вступающего в жизнь поколения
становится своеобразной «машиной времени»,
поскольку оно позволяет ограниченному в пространстве и времени человеку преодолеть границы бытия, значительно пополнить свой жизненный опыт.
Эффективность художественного воспитания во многом определяется сочетанием знаний об искусстве с включением в эстетическую деятельность,
которая может быть «читательской», «литературоведческой», «критической», «собственно литературной», может выражаться путем опытов в области изобразительного искусства, музыки, хореографии, дизайна и т.д.
и т.п.
Таким образом, структура художественного воспитания включает в себя восприятие искусства, усвоение знаний об искусстве, овладение
умениями и навыками в сфере художественного творчества.
Общее художественное образование начинается с
отдельных его элементов в программе воспитания детей в дошкольных учреждениях, и продолжается в различных формах и видах всю человеческую жизнь.
Элементы художественного образования включены в учебную программу
общеобразовательной школы.
В зрелом возрасте повышение уровня художественной культуры,
вызывающего потребность в профессиональном или самодеятельном художественном творчестве, непосредственно связано с системой непрерывного эстетического просвещения, важным звеном которой является музей.
[стр. 100]

100 зрителю, читателю, слушателю представить эпоху создания произведения, лучше понять его замысел, художественную идею, определить созвучность своему времени.
Повышение общеобразовательного уровня является важной, но не единственной предпосылкой осуществления массового художественного воспитания.
Значительное место в этом процессе принадлежит повышению эстетического эффекта современного производства.
Люди, усваивающие основы труда, встречаются на производстве с промышленной эстетикой, дизайном.
Налицо диалектическая связь: характер современного производства диктует необходимость с детских лет формировать творческие потенции личности; искусство же стимулирует развитие воображения и творческой мысли.
Следующей предпосылкой расширения и совершенствования художественного воспитания
масс является развитие средств массовой коммуникации, обеспечивающих широчайшую доступность художественной информации.
Сегодня практически каждая семья может иметь телевизор, радиоприемник, магнитофон, музыкальный центр, домашнюю библиотеку, фонотеку, завтра она пополнится компьютером и другими средствами информации XXI века, однако повышение общеобразовательного уровня, насыщение быта предметной стороной художественной культуры само по себе автоматически не поднимает уровень художественного развития человека.
Сила искусства заключается в его способности вовлекать аудиторию в
выработку эстетических идей и заставлять читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме.
Искусство для вступающего в жизнь поколения становится своеобразной "машиной времени",
ибо оно позволяет человеку, ограниченному в пространственном и временном отношениях, преодолевать границы бытия, значительно расширять жизненный опыт.
Эффективность художественного воспитания во многом определяется сочетанием знаний об искусстве с включением в эстетическую деятельность.

При этом последняя может быть "читательской", "литературоведческой", "критической", "собственно литературной деятельностью" и т.
д.
Таким образом, структура художественного воспитания включает в себя восприятие искусства, усвоение знаний об искусстве, овладение
художественными умениями и навыками.
Общее художественное образование начинается с
раннего детства (с отдельных его элементов в программе воспитания детей в детских дошкольных учреждениях) и продолжается в его различных формах и видах всю жизнь.
На школьном этапе элементы художественного образования включены в учебную программу.
В зрелом возрасте повышение уровня художественной культуры
связано с системой непрерывного эстетического просвещения.
Последнее, в свою очередь, порождает потребность в профессиональном или самодеятельном художественном творчестве.
Воспитательный потенциал самодеятельного художественного творчества проявляется в том, что посредством этой формы духовной жизни осуществляется широкая пропаганда искусства, что она способствует удовлетворению эстетических интересов и потребностей ее участников, дает возможность проявить себя творцом художественных ценностей и организатором социально-культурной деятельности.
Эстетическая ценность художественной самодеятельности, ее притягательная сила в том, что она интегрирует в себе массовое социально-культурное движение, художественное явление, фактор непрерывного художественного образования, сферу духовно богатого досугового общения, средство рационального, активного отдыха и форму проявления творческой активности.
Эстетическое воспитание средствами самодеятельного художественного творчества может приобретать различные формы – от класса баяна или фортепиано, где человек овладевает основами игры на том или ином инструменте, до народного театра, самодеятельной студии или клуба любителей искусства, решающих достаточно сложные и социально значимые задачи.
Но в любом объединении самодеятельного художественного творчества должно обеспечиваться:

[стр.,149]

149 современного производства диктует необходимость с детских лет формировать творческие потенции личности; искусство же, особенно в его современных формах, стимулирует развитие воображения и творческой мысли.
Следующей предпосылкой расширения и совершенствования художественного воспитания
подростков является развитие средств массовой коммуникации.
Современное техническое оснащение повседневного бытия позволяет практически каждой семье иметь телевизор, радиоприемник, магнитофон, музыкальный центр, домашнюю библиотеку, фонотеку.
Однако, повышение общеобразовательного уровня, насыщение быта предметной стороной художественной культуры само по себе автоматически не обеспечивает художественное развитие подростков.
Необходима специальная работа по формированию потребности в общении с высокохудожественными произведениями искусства, вооружению школьников определенной системой знаний.
Традиционно термин «художественное образование» связывается с профессиональной деятельностью в области искусства.
Или еще уже – с профессиональной деятельностью в области изобразительного искусства.
Нередко под художественным образованием понимают систему организации художественного обучения.
Так, «Большая советская энциклопедия» определяет художественное образование как систему подготовки мастеров изобразительного, декоративно-прикладного и промышленного искусства, архитекторов, художников, искусствоведов, художников-педагогов.
В определенной мере – это определение вполне правомерно.
Но жизнь требует учета и ряда иных факторов.
Для широкого определения понятия «художественное образование» в первую очередь необходимо уточнить его целевую установку.
Цель художественного образования – приобщение личности к художественной культуре, результатом которого является потребность в общении с искусством, способность наслаждаться искусством, умение ценить подлинное искусство, которое является структурообразующим элементом художественной культуры.
Сила искусства заключается в его способности вовлекать аудиторию в
выработку эстетических идей и заставлять читателя, зрителя, слушателя интегрировать художественные идеи в личностной форме.
Искусство для вступающего в жизнь поколения
выступает своеобразной «машиной времени», ибо оно позволяет человеку, ограниченному в пространственном и временном отношениях, преодолевать границы бытия, значительно расширить жизненный опыт.
Предметом художественного образования должно стать искусство.
Общее художественное образование есть процесс, результатом которого является знание основ эстетики, знание и понимание специфики искусства как формы общественного сознания, его видов и жанров, художественная эрудиция.
Это образование проявляет себя не только в ходе усвоения знаний об искусстве, что само по себе является важной задачей художественного образования.
Оно осуществляется также в процессе восприятия искусства, ибо знание об искусстве имеет смысл тогда, когда его результатом является повышение общей культуры зрителя и слушателя, формирование высокого художественного вкуса.
Сложившаяся в Российской Федерации система эстетического воспитания опирается на знания, которые формируются школьными курсами литературы, музыки и изобразительного искусства.
Однако за пределами этих дисциплин остаются волнующие современное общество проблемы театра, кино, хореографии, прикладного искусства, художественного вещания радио и телевидения.
Беглые обзоры культурных процессов в курсе истории или анализ драматургии отдельных писателей на уроках литературы дают определенные знания, но в программах этих дисциплин задачи по их преобразованию в соответствующие умения и навыки практически не ставятся.
Далеки от требований культуры формирующегося информационного общества XXI века проводимые в начальных классах уроки музыки и изобразительного искусства.
Ограниченные рамками детского восприятия эти, дисциплины не затрагивают сложные процессы музыкальной культуры, не пытаются

[Back]