Во-вторых, это культурологический подход, предполагающий, что используемые в процессе коммуникации знаки и символы, независимо от их материальных носителей, существуют в определенном поле культурных значений. Поэтому субъекты, включенные в музейную коммуникацию, выступают как представители культурных позиций, а музейные предметнопространственные «послания» как культурные (или метакультурные) тексты. В-третьих, это диалогический подход, рассматривающий структуры с участием как минимум двух субъектов с разной культурной позицией. П оэтому конструирующим элементом любой ситуации музейной коммуникации является «разность культурных потенциалов», или культурно-историческая дистанция, имеющая синхронное и диахронное измерения. Наконец, в-четвертых, это аксиологический подход, который исходит из представления, что межкультурное общение является в своей основе ценностным. Поэтому ценностный аспект музейной коммуникации рассматривается как ведущий, а все иные (обучение, просвещение, развлечение и т.д.) как подчиненные. Особую значимость социально-культурной деятельности музеев на современном этапе общественного развития придает тот «информационный бум», который человечество переживает в последние годы. Применение компьютерных технологий, проникновение глобальных информационных сетей в повседневную жизнь создают совершенно иную информационную ситуацию, отличную от той, которая была характерна для нашего общества еще десять пятнадцать лет назад. В начале XXI века практически не существует «закрытой» или «недоступной» информации. Возможность освоения тех или иных знаний в большей степени зависит от упорства и желания самого человека, нежели от их «доступности» или «недоступности». В связи с этим особую актуальность приобретает проблема поиска, отбора и анализа актуальной информации, т.е. той, которая наиболее полно отвечает интересам субъекта ее восприятия. Изменение структуры социальных потребностей, усиление роли информации, привлечение в профессиональную и досуговую сферы большого количества различных видов современной техники и, в первую очередь, компьютеров привели к объективным изменениям в культурной жизни общества. Они не снизили значения традиционных нравственно-эстетических |
65 проникновению в сущность историко-культурных явлений, оценить которые посетитель может с высоты времени. Особую значимость социально-культурной деятельности музеев на современном этапе общественного развития придает тот «информационный бум», который человечество переживает в последние годы. Активизация компьютерных технологий, проникновение глобальных компьютерных информационных сетей в повседневную жизнь, создают совершенно иную информационную ситуацию, чем та, которая была характерна для нашего общества всего десять или пятнадцать лет назад. В начале XXI века практически не существует «закрытой» или «недоступной информации». Возможность освоения тех или иных знаний зависит в большей степени от упорства и желания человека, нежели от ее «доступности» или «недоступности», И в этой связи особую актуальность приобретает проблема поиска, отбора и анализа актуальной информации, т. е. той, которая наиболее полно отвечает интересам данного субъекта ее восприятия. Присутствие в обществе наряду с объективной информацией огромного количества информации вторичной или третичной переработки не только создает изначально негодную основу для получения дальнейших знаний, но способствует формированию ложных ценностных ориентаций. В этих условиях учреждением, которое может с наибольшей успешностью справиться с возникшей проблемой, является музей, так как его социально-культурная деятельность опирается только на исходную, т. е, первичную историческую и культурную информацию. В ситуации «информационного потопа» активизация педагогически направляемой социально-культурной деятельности музейных учреждений одна из немногих реальных возможностей сохранить уровень и качество передаваемых знаний, Именно музейные учреждения сегодня могут в полной мере реализовывать актуальные образовательные 9 5 пускает априорной объективации музейного предмета (или собрания, или экспозиции). 2. Это культурологический подход, предполагающий, что используемые в процессе коммуникации знаки и символы независимо от их материальных носителей, существуют в определенном поле культурных значений. Поэтому субъекты, включенные в музейную коммуникацию, выступают как представители культурных позиций, а музейные предметно-пространственные «послания» как культурные (или метакультурные) тексты. » 3. Это диалогический подход, рассматривающий структуры с участием как минимум двух субъектов, равняющихся по своей культурной позиции. Поэтому констатирующим элементом любой ситуации музейной коммуникации является «разность культурных потенциалов» или культурно-историческая дистанция, имеющая синхронное и диахронное измерения. 4. Это аксиологический подход, который исходит из представления, что межкультурное общение является в своей основе ценностным. ^ Поэтому ценностный аспект музейной коммуникации рассматривается как ведущий. Смена культурных установок, расширение спектра музейных ценностей или круга участников музейной коммуникации привели к масштабным рассогласованиям, что породило необходимость реорганизации коллекций, модернизации экспозиций, выработки новых форм и методов взаимодействия с аудиторией. Поскольку социально-культурная деятельность в музее опирается на исходную историческую и культурную информацию, музейные учреждения сегодня могут в полной мере реализовывать актуальные образовательные и |