Формирующееся информационное общество привело к качественному изменению понятия «культура личности». Такой его компонент, как «информационная культура», предполагает не только умение работать с информацией при помощи новых средств ее хранения, анализа и передачи, но, в первую очередь, стимулирует отработку навыков оценки качества информации, определения степени ее соответствия историко-культурным первоисточникам. Ориентация на оригинальные историко-культурные первоисточники стало сегодня отличительной особенностью подлинно современного и культурного человека, именно это стимулирует его постоянное общение с музеем как наиболее эффективным центром достоверной первичной информации. Его социально-культурная деятельность опирается только на исходную, научно достоверную, первичную историко-культурную информацию. В ситуации информационной насыщенности активизация педагогически направляемой социально-культурной деятельности музейных учреждений одна из немногих реальных возможностей сохранить уровень и качество передаваемых знаний. Именно музеи способны сегодня в полной мере реализовывать актуальные информационные, просветительные и образовательные задачи, что подтверждается рядом программ и проектов, рассчитанных на различные звенья общего и профессионального образования, систему повышения ква1 Т О лификации, самообразование разных групп населения . Современный социально-культурный процесс характеризуется актуализацией аспектов, ориентированных непосредственно на формирование таких личностных качеств человека, как умение ориентироваться в современном мире, быть творческой, «актуализированной личностью»139. И российские, и зарубежные специалисты сходятся во мнении, что «новая, вытекающая из природы социально-культурной деятельности просветительная и образовательная парадигма подразумевает становление компетентности, эрудиции, творческих начал и общей культуры личности. В этом ее главное отличие от парадигмы обучения, ведущим лозунгом которой выступает формирование определенных знаний, умений, навыков, общественного воспитания»140. 1 3 8Музей. Школа. Семья. Труды Государственного музея истории СПб. 1996. Вып.1. 139Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 140Голубева О.И., Суханов А.Д. Проблемы целостности в современном образовании //Философия образования. М., 1996. С.64-69. |
65 проникновению в сущность историко-культурных явлений, оценить которые посетитель может с высоты времени. Особую значимость социально-культурной деятельности музеев на современном этапе общественного развития придает тот «информационный бум», который человечество переживает в последние годы. Активизация компьютерных технологий, проникновение глобальных компьютерных информационных сетей в повседневную жизнь, создают совершенно иную информационную ситуацию, чем та, которая была характерна для нашего общества всего десять или пятнадцать лет назад. В начале XXI века практически не существует «закрытой» или «недоступной информации». Возможность освоения тех или иных знаний зависит в большей степени от упорства и желания человека, нежели от ее «доступности» или «недоступности», И в этой связи особую актуальность приобретает проблема поиска, отбора и анализа актуальной информации, т. е. той, которая наиболее полно отвечает интересам данного субъекта ее восприятия. Присутствие в обществе наряду с объективной информацией огромного количества информации вторичной или третичной переработки не только создает изначально негодную основу для получения дальнейших знаний, но способствует формированию ложных ценностных ориентаций. В этих условиях учреждением, которое может с наибольшей успешностью справиться с возникшей проблемой, является музей, так как его социально-культурная деятельность опирается только на исходную, т. е, первичную историческую и культурную информацию. В ситуации «информационного потопа» активизация педагогически направляемой социально-культурной деятельности музейных учреждений одна из немногих реальных возможностей сохранить уровень и качество передаваемых знаний, Именно музейные учреждения сегодня могут в полной мере реализовывать актуальные образовательные задачи, что подтверждается рядом программ и проектов в области музейного образования1. Необходимо также отметить, что современный социально-культурный процесс характеризуется актуализацией тех аспектов, которые ориентированы непосредственно на формирование таких личностных качеств человека как умение ориентироваться в современном мире, быть творческой, «актуал лиэированной личностью» . И российские, и зарубежные специалисты едины в том, что «новая, вытекающая из природы социально-культурной деятельности образовательная парадигма подразумевает становление компетентности, эрудиции, творческих начал и культуры личности. В этом ее главное отличие от парадигмы обучения, ведущими лозунгами которой были знания, умения, навыки и общественное воспитание»3. Просветительная, культурно-образовательная деятельность музея сегодня невозможна вне формирования его общественных связей, вне включения музейного учреждения в единую систему непрерывного образования. Существенной функцией музеев в этом случае является регулирование этих связей в нужном обществу русле, что в свою очередь предполагает наличие четко выраженной активной социально-культурной позиции. Ориентация на создание системы устойчивых общественных связей позволяет музею определять свое место в культурной жизни города и региона, которое во многом зависит от его способности оперативно реагировать на ключевые проблемы социо-культурного развития. Специфика XXI века проявляется в том, что социально-культурные функции музея все более концентрируются на реализации культуросозидающих, культуроохранительных и культуротворческих задач, вытекающих 1Музей. Шкода. Семья. Тр. Гос. Музея истории СПб. Вып. 1 СПб, 1996. 2 Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. ' Голубева О. И , Суханов А. Д. Проблемы целостности в современном образовании И Философия образования. М ., 1996, с. 64-69. |