Проверяемый текст
Грусман, Владимир Моисеевич; Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев (Диссертация 2001)
[стр. 202]

Формирующееся информационное общество привело к качественному изменению понятия «культура личности».
Такой его компонент, как «информационная культура», предполагает не только умение работать с информацией при помощи новых средств ее хранения, анализа и передачи, но, в первую очередь, стимулирует отработку навыков оценки качества информации, определения степени ее соответствия историко-культурным первоисточникам.
Ориентация на оригинальные историко-культурные первоисточники стало сегодня отличительной особенностью подлинно современного и культурного человека, именно это стимулирует его постоянное общение с музеем как наиболее эффективным центром достоверной первичной информации.
Его социально-культурная деятельность опирается только на исходную,
научно достоверную, первичную историко-культурную информацию.
В ситуации информационной насыщенности активизация педагогически направляемой социально-культурной деятельности музейных учреждений одна из немногих реальных возможностей сохранить уровень и качество передаваемых знаний.
Именно
музеи способны сегодня в полной мере реализовывать актуальные информационные, просветительные и образовательные задачи, что подтверждается рядом программ и проектов, рассчитанных на различные звенья общего и профессионального образования, систему повышения ква1 Т О лификации, самообразование разных групп населения .
Современный социально-культурный процесс характеризуется актуализацией
аспектов, ориентированных непосредственно на формирование таких личностных качеств человека, как умение ориентироваться в современном мире, быть творческой, «актуализированной личностью»139.
И российские, и зарубежные специалисты
сходятся во мнении, что «новая, вытекающая из природы социально-культурной деятельности просветительная и образовательная парадигма подразумевает становление компетентности, эрудиции, творческих начал и общей культуры личности.
В этом ее главное отличие от парадигмы обучения, ведущим
лозунгом которой выступает формирование определенных знаний, умений, навыков, общественного воспитания»140.
1 3 8Музей.
Школа.
Семья.
Труды Государственного музея истории СПб.
1996.
Вып.1.
139Маслоу А.
По направлению к психологии бытия.
М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
140Голубева О.И., Суханов А.Д.
Проблемы целостности в современном образовании
//Философия образования.
М., 1996.
С.64-69.
[стр. 65]

65 проникновению в сущность историко-культурных явлений, оценить которые посетитель может с высоты времени.
Особую значимость социально-культурной деятельности музеев на современном этапе общественного развития придает тот «информационный бум», который человечество переживает в последние годы.
Активизация компьютерных технологий, проникновение глобальных компьютерных информационных сетей в повседневную жизнь, создают совершенно иную информационную ситуацию, чем та, которая была характерна для нашего общества всего десять или пятнадцать лет назад.
В начале XXI века практически не существует «закрытой» или «недоступной информации».
Возможность освоения тех или иных знаний зависит в большей степени от упорства и желания человека, нежели от ее «доступности» или «недоступности», И в этой связи особую актуальность приобретает проблема поиска, отбора и анализа актуальной информации, т.
е.
той, которая наиболее полно отвечает интересам данного субъекта ее восприятия.
Присутствие в обществе наряду с объективной информацией огромного количества информации вторичной или третичной переработки не только создает изначально негодную основу для получения дальнейших знаний, но способствует формированию ложных ценностных ориентаций.
В этих условиях учреждением, которое может с наибольшей успешностью справиться с возникшей проблемой, является музей, так как его социально-культурная деятельность опирается только на исходную, т.
е, первичную историческую и культурную информацию.
В ситуации «информационного потопа» активизация педагогически направляемой социально-культурной деятельности музейных учреждений одна из немногих реальных возможностей сохранить уровень и качество передаваемых знаний, Именно музейные учреждения сегодня могут в полной мере реализовывать актуальные образовательные

[стр.,66]

задачи, что подтверждается рядом программ и проектов в области музейного образования1.
Необходимо также отметить, что современный социально-культурный процесс характеризуется актуализацией тех аспектов, которые ориентированы непосредственно на формирование таких личностных качеств человека как умение ориентироваться в современном мире, быть творческой, «актуал лиэированной личностью» .
И российские, и зарубежные специалисты
едины в том, что «новая, вытекающая из природы социально-культурной деятельности образовательная парадигма подразумевает становление компетентности, эрудиции, творческих начал и культуры личности.
В этом ее главное отличие от парадигмы обучения, ведущими
лозунгами которой были знания, умения, навыки и общественное воспитание»3.
Просветительная, культурно-образовательная деятельность музея сегодня невозможна вне формирования его общественных связей, вне включения музейного учреждения в единую систему непрерывного образования.
Существенной функцией музеев в этом случае является регулирование этих связей в нужном обществу русле, что в свою очередь предполагает наличие четко выраженной активной социально-культурной позиции.
Ориентация на создание системы устойчивых общественных связей позволяет музею определять свое место в культурной жизни города и региона, которое во многом зависит от его способности оперативно реагировать на ключевые проблемы социо-культурного развития.
Специфика XXI века проявляется в том, что социально-культурные функции музея все более концентрируются на реализации культуросозидающих, культуроохранительных и культуротворческих задач, вытекающих 1Музей.
Шкода.
Семья.
Тр.
Гос.
Музея истории СПб.
Вып.
1 СПб, 1996.
2 Маслоу А.
Самоактуализация // Психология личности.
Тексты.
М.: Изд-во МГУ, 1982.
' Голубева О.
И , Суханов А.
Д.
Проблемы целостности в современном образовании
И Философия образования.
М ., 1996, с.
64-69.

[Back]