Проверяемый текст
Грусман, Владимир Моисеевич; Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев (Диссертация 2001)
[стр. 206]

обеспеченный средствами кодирования и декодирования инструмент передачи информации между различными каналами коммуникации (например, между системами распространения научной информации на бумажных носителях и системами распространения визуальной информации).
Как научно-просветительное учреждение музей изначально существует в двух ипостасях.
С одной стороны, он ориентирован на специфическую научную деятельность,
что проявляется в определенном наборе исследовательских функций (отбор, атрибуция, хранение, создание экспозиций).
В общественном сознании музей воспринимается как учреждение культурнопросветительного характера,
которое реализует педагогическую функцию, обеспечивающую его способность доступно, ярко и эффективно рассказать посетителям своих собраниях и экспозиции, раскрыть научную и художественную ценность коллекций.
Кроме того, как социально-культурный институт музей интегрирует в себе реставрационно-охранительную, экспозиционно-просветительную и культуротворческую функции.
Обогащение содержания и форм музейной деятельности привело к существенным изменениям в структуре музейных учреждений, к расширению их штатного состава.
Наряду с традиционными хранителями, смотрителями, реставраторами, экскурсоводами, научными сотрудниками в музее начали работать менеджеры, экономисты, дизайнеры, программисты, инженеры, психологи, педагоги, социологи, редакторы, сценаристы, режиссеры, специалисты по рекламе и связям с общественностью.
Этот перечень далеко не исчерпывает всех музейных специальностей, с помощью которых обеспечивается эффективное функционирование музейного учреждения.
Но он убедительно свидетельствует о том, что в управлении коллективом музея возникла достаточно острая проблема обеспечения профессиональной и психологической совместимости всех работников, которые, дополняя друг друга, способны решать единые задачи.
Новая социально-культурная ситуация, качественно иное место информационных систем в духовной жизни современного общества, тенденция активного и последовательного обогащения содержания и форм музейной деятельности вносят значительные коррективы в профессиограмму специалиста, реализующего культуросозидающий потенциал музея.
Для того чтобы работать с музейными раритетами, он должен обладать особой музейной культу
[стр. 67]

67 из специфической роли музея в формирующемся информационном обществе.
В рамках этого общества музей правомерно рассматривать как: • пространство коммуникации (благоустроенная, приспособленная для обслуживания широкого круга и большого количества коммуникантов, оснащенная необходимыми материально-техническими средствами и профессиональным сервисом коммуникационная площадка); место встречи субъектов коммуникации /доступное: а) для тех, кто владеет информацией и заинтересован в ее распространении и б) для тех, кто в этой информации нуждается/; ► коммуникативный узел (место приема, обработки, сортировки, хранения, перераспределения, переадресации и доставки историкокультурной, художественной, естественно-научной, краеведческой и прочей информации); средство коммуникации (носитель специфической, основанной на предметном материале, универсальной знаковой системы, легко совместимой с большинством других знаковых систем); инструмент синтезирования культурных текстов на основе комплекса знаковых систем коммуникации (сочетание систем вербального, визуального, символического, электронного и иных видов передачи информации); особого рода канал коммуникации (система экспозиций и выставок, дополняемая другими каналами коммуникации /библиотека, учреждения клубного типа, каналы электронных коммуникаций и т.
д./); обеспеченный средствами кодирования и декодирования инструмент передачи информации между различными каналами коммуникации (например, между системами распространения научной информации на бумажных носителях и системами распространения визуальной

[стр.,70]

70 что: музейная педагогика как форма подачи музейного материала предполагает использование общих принципов педагогики в специфических условиях открытой музейной среды; музейно-педагогический подход подразумевает диалог, когда посетитель рассматривается не как пассивный созерцатель музейных экспозиций, а активный участник процесса общения, осуществляемого в музейной среде; в основе музейно-педагогической деятельности лежит система или цикл музейных мероприятий для конкретной аудитории (детей, подростков, молодежи, самодеятельного населения, пенсионеров), причем центром восприятия является музейный предмет; музейный специалист осваивает музейную реальность в ее психологопедагогическом аспекте, руководствуясь общими принципами формирования и развития духовного мира человека.
Специфика музейного учреждения позволяет не только работать с разными возрастными и социальными группами, но н обладает многообразием способов воздействия на аудиторию, когда процесс приобретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями от изучения собранных в музее раритетов и иных ценностей истории и культуры.
Как научно-просветительное учреждение музей изначально существует в двух ипостасях.
С одной стороны, он ориентирован на специфическую научную деятельность,
проявляющуюся в определенной модели исследовательских функций (отбор, атрибуция, хранение, создание экспозиционных повествований).
В общественном сознании музей воспринимается как учреждение культурно-просветительного характера,
где действуют уже совсем другие законы и правила функционирования.
В этом плане музей Особенности музейно-педагогического подхода проявляются в том,

[Back]