Проверяемый текст
Грусман, Владимир Моисеевич; Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев (Диссертация 2001)
[стр. 208]

вершенствование восприятия связано также с пробуждением в человеке интереса к познанию и общению.
Существует несколько вариантов ответа на вопрос «с кем или с чем общается посетитель в музее?».
Одна из точек зрения
предполагает, что посетитель общается с экспонатами.
Другие видят главное в общении посетителя с
культурой людей, живших в прошедшие времена.
По их мнению, посещение музея не просто акт восприятия предметной основы экспозиции.
Человек, не умеющий переключить свое сознание на восприятие, выходящее за пределы увиденного, остается только созерцателем предметов, не понимая и не переживая их смысла и значения.
Для авторов, основывающихся на такой позиции (Ю.
Ромелер, X.
Хелленкемпер), характерно внимание к проблеме языка музейной коммуникации141.

Они определяют роль экскурсовода или иного музейного специалиста через функцию «переводчика» или «посредника» в общении между двумя культурами, будь то культуры прошлого или настоящего.
Среди современных отечественных
исследователей эту концепцию активно развивают М.Б.
Гнедовский142 и H.A.
Н икиш ин143.
Многие авторы в качестве альтернативы «знаниям» выдвигают «опыт».
При этом знания рассматриваются как нечто
абстрактное и оторванное от жизни, а опыт как необходимая предпосылка личностного развития.
Передача опыта требует внимания к индивидуальным особенностям людей или хотя бы к специфике их отдельных локальных групп и, следовательно, особых художественных и организационных приемов и способов их учета в практической деятельности учреждений культуры.
Практика
подтверждает, что эффективное воздействие музея на посетителя связано с повышением эффективности музейной коммуникации путем коррекции как процессов создания экспозиции (через работу хранителей, экспозиционеров, дизайнеров), так и процессов ее восприятия (через работу экскурсоводов, педагогов, психологов и других специалистов).
Для того
что1 4 1 См.: Качиа Ф.
Коммуникации и музей.
Интервью с д-ром Х.Хелленкемпером, директором Римско-германского музея в Кёльне //Museum.
1984.
№ 141.
С.8-13; Ромелер Ю.
Методы и средства музейной работы:
Педагогика обслуживания одиночного посетителя в музее.
М., 1980.
С.1-6.
142 Гнедовский М.Б.
Современные тенденции развития музейной коллекции.
В сб.: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности.
М.: НИИК, 1989.
143 Никишин H.A.
«Язык музея» как универсальная моделирующаяся система музейной деятельности //Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности.
М., 1989.
[стр. 73]

73 Донесение богатства, заложенного в экспозиции, находится в прямой зависимости от степени развития восприятия единого процесса чувственного познания предмета действительности и глубины осмысления и истолкования воспринятого.
Модель восприятия включает объем знаний, представлений и образов, порожденных экспозицией; отзывчивость на элементы формы и содержания, музейной информации; сопереживание и навыки общения, предопределенного содержанием увиденного, услышанного и прочувствованного в результате посещения музея.
Общее интеллектуальное развитие сказывается в умении лучше понять воспринимаемое, причем речь идет не просто об интеллектуальном понимании, об умении усвоить и оценить новую идею.
Совершенствование восприятия связано также и с пробуждением в человеке интереса к познанию и общению.
Существует несколько вариантов ответа на вопрос, с кем или с чем общается посетитель в музее.
Одна из точек зрения
сводится к представлению, что посетитель общается с экспонатами.
Другие видят главное в общении посетителя с
людьми, жившими в прошедшие времена.
Посещение музея является, таким образом, не просто актом восприятия предметной основы экспозиции.
Посетитель, не умеющий переключить свое сознание на восприятие, выходящее за пределы непосредственного зрительного поля, остается привязанным взглядом к вещам, не понимая и не переживая их смысла и значения.
Для авторов, основывающихся на такой позиции (Ю.
Ромелер, X.
Хелленкемпер), характерно внимание к проблеме языка музейной коммуникации1.

В силу этого роль экскурсовода или иного специалиста музейной деятельности определяется через функцию «переводчика» или посредника в общении между двумя культурами, будь то культуры прошлого или культу1 См.
напр.: Качна Ф.
Коммуникация и музей.
Интервью с доктором X.
Хелленкемпером, директором Римского-Германского музея в Кельне И Миэеим, 1984, Ка 141.
С.
8-13.; Ромслер Ю.
Методы и средства музейной работы.

Педаюгика обслуживания одиночного посетителя в музее.
М., ГБЛ, Науч.
реф.
сб., 1980.
С.
1-6.


[стр.,74]

74 ры разных народов.
Среди современных отечественных
исследований эту концепцию развивают, например, М.
Б, Гкедовский, Л.
Н.
Никишин.
Для многих авторов характерно то, что в качестве альтернативы «знаниям» выдвигается «опыт».
При этом знания рассматриваются как нечто
отвлеченное и оторванное от жизни, а опыт как необходимая предпосылка личностного развития.
В отличие от унифицированного и безличного процесса передачи знаний, передача опыта требует внимания к индивидуальным особенностям людей или хотя бы к специфике их отдельных локальных групп и, следовательно, особых художественных и организационных приемов и способов их * учета в практической деятельности учреждений культуры.
Практика
свидетельствует, что обеспечение эффективности воздействия музея на посетителя связано с решением проблем повышения эффективности музейной коммуникации путем коррекции как процессов создания экспозиции (через работу хранителей, экспозиционеров, художниковдизайнеров), так и процессов ее восприятия (через работу экскурсоводов, педагогов, психологов и других специалистов).
Для того,
чтобы материальные фрагменты истории, культуры или природы «заговорили» с современ^ ным человеком, дали ему более или менее адекватную информацию о своем времени, об истинных ценностях прошедших культур необходимо, с одной стороны, воссоздать среду и "«атмосферу”» представленного периода истории, с другой основную информацию об экспонируемом культурном феномене нужно выразить с помощью различных средств, близких и доступных современному человеку, т.
е.
в наиболее оптимальной для него форме.
' На сегодня обе стороны проблемы предстают в единстве, являясь сверхзадачей организации историко-культурного, художественного или естественнонаучного просвещения средствами музейной деятельности.
Концепция культурной коммуникации в условиях современного музея * носит всеохватывающий характер, затрагивает все стороны музейной лея

[Back]