В.И. Чарнолусским146, осуществляемых «с удобством, приятностью и пользой». Но для того, чтобы в современных условиях эффективно решать вопросы организации историко-культурного просвещения в сфере досуга, недостаточно учитывать только эту, абсолютную для современной науки истину. Практическую деятельность современного музея следует строить, исходя из конкретных условий, из объективно сложившейся ныне социальнокультурной ситуации. Во-первых, переоценка и переосмысление целых пластов отечественной истории и ее роли в мировом общественном процессе, необходимость сохранения культурной и национальной самобытности делают историкокультурное просвещение одной из первостепенных потребностей общества и государства. Тем более что незнание своей культуры, своих национальнокультурных традиций, отсутствие ориентации на национальные и общечеловеческие ценности нетерпимое явление сегодняшней ситуации на личностном уровне для многих. Сегодня на телевидении, радио, в печати информационное пресыщение криминалом и «черным пиаром», проблемами социально-экономического характера отодвинуло духовные ценности и экзистенциальные потребности на второй план, подавило познавательную активность современного человека, не связанную непосредственно с предпринимательской деятельностью. Безусловно, приходится учитывать цивилизационные процессы, провоцирующие индивидуализм и снижение социально-гуманитарной направленности общественной жизни, но в то же время в ходе популяризации подлинных историко-культурных ценностей подобные деформации общественного сознания следует последовательно преодолевать. Во-вторых, средства массовой коммуникации, активно и интенсивно воздействующие на современного человека, достаточно серьезно меняют весь строй его мышления, стиль мировосприятия и тип культуры в целом. Разнообразные сочетания документальности с художественно-образной подачей материала реальная практика средств массовой информации. Современный музей не связан напрямую с периодической печатью или телевиде146 Чарнолусский В.И. Частная инициатива в деле народного образования. СПб., 1910. С.4. |
го субъекта и оказываются многократно опосредованными различными психологическими особенностями как коммуникатора, так и реципиента. К числу наиболее актуальных аспектов проблемы музейной коммуникации относятся и вопросы, связанные с междисциплинарным подходом в музейной работе, с реализацией принципа дифференциации воздействия на конкретную аудиторию, с использованием в музее компьютерной техники, аудиовизуальных и многих других средств художественной выразительности. Остро стоит вопрос об особых методах и формах трансляции историко-культурных ценностей и актуализации их на личностном уровне. Изучение широкого спектра научной литературы и периодической печати дает основание утверждать, что активизация музейной аудитории и механизм ее обеспечения одна из наиболее актуальных проблем, как в нашей стране, так и во всем мире1 . Большинство авторов подчеркивает, что различные варианты решения проблемы зависят ке столько от профиля музея, сколько от интересов посетителей и мотивов посещения. Сегодня представляется бесспорным, что действия, ориентированные на подлинные, непреходящие ценности человеческой жизни и культуры, на сохранение и приумножение достижений цивилизации, обладают интегрирующей силой. Эти действия нельзя рассматривать в качестве акций, не учитывающих реальные интересы и потребности посетителей, и, как было отмечено в свое время В, И. Чарнолусским, осуществляемых «с удобством, приятностью и пользой»2. Но для того, чтобы в современных условиях эффективно решать вопросы организации процесса историко-культурного про1См. например: H udson К. Museum for the 1980 s a gurvey o f w ored trends, 1977; Ю хиевич М. Ю . П едагогические условия оптим изации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащ ую ся молодежь. Д ис. канд. п е д Наук. 1985; В оспитание подрастаю щ его поколения в музее: Теория, методика, практика. Сб. науч. тр. М ., 1989; Готтесдинер X., М иронер Л ., Д аваллон Ж . Ф ранция: успехи в изучении посетителей // Museum. X ® 178. 1993; Брю нингхауз-К нубель К. М узейный педагог; Защ итник интересов посетителей Н Museum. N® 2. 1994; Silverman L. N . V igitor m eaniug m aking in meseum for a nemage // Curator. Hs 3 1995, К оссова И. М узейная педагогика, ещ е один год // М ир музея • № 4 1995 и др ■Чарнолусский В И Частная инициатива в деле народного образования. С П б. 1910, С. 4. 7 7 свещения в сфере досуга, недостаточно учитывать только эту, безусловную для современной науки, истину. В организации практической деятельности современного музея необходимо исходить из конкретных условий, из объективно сложившейся ныне социо-культурной ситуации. Во-первых, переоценка и переосмысление целых пластов отечественной истории и ее роли в мировом общественном процессе, необходимость сохранения культурной и национальной идентичности для равноправного участия в нем ставят деятельность по историко-культурному просвещению в ряд первостепенных потребностей общества и государства. Наряду с этим, нетерпимое далее противоречие сегодняшней ситуации на личностном уровне состоит для многих в незнании своей культуры, своих национальнокультурных традиций, в несформированности ориентации на национальные и общечеловеческие ценности. Информационное перенасыщение телевидения, радио и печати криминалом и черным пиаром и проблемы социальноэкономического характера отодвинули духовные ценности и экзистенциальные потребности личности на второй план, подавили познавательную активность, не связанную непосредственно с предпринимательской деятельностью современного человека. Налицо явное противоречие современной социально-педагогической ситуации. Учитывая это, правомерно утверждать, что цивилизационные процессы, провоцирующие развитие индивидуализма и снижение социальной направленности, необходимо и возможно учитывать и в то же время преодолевать в процессе популяризации историко-культурных ценностей. Во-вторых, средства массовой коммуникации, активно и интенсивно воздействующие на современного человека, достаточно сильно изменяют весь строй его мышления, стиль мировосприятия и тип культуры в целом. Всевозможные сочетания документальности с художественно-образной по |