Основополагающие принципы детских музеев в США: интерактивность (в построении экспозиции) и партиципация (досуговость); самостоятельность в процессе познания (в отличие от традиционных форм экскурсионного обслуживания, практика консультантов); удовлетворение потребности в активном общении. При условии, что у посетителя музея задействовано максимальное количество органов восприятия; реакции свободны и самостоятельны; познание и восприятие нового происходит в процессе собственной активности, он из реципиента превращается в пользователя. Безусловный интерес представляет опыт создания в Санкт-Петербурге Детского исторического музея в Государственном музее политической истории России, концепция развития которого в первом десятилетии XXI века подчеркивает необходимость использования: специального музейного пространства; метода музейных игр; чувственного восприятия; ролевого погружения в историческую среду; диалогичных форм знакомства с памятником; полифункционалыюй среды обитания (клуба, театра, выставки). Здесь активно реализуется восходящий к педагогике Я.А. Коменского принцип отношения к предмету в контексте активного познания и активного действия: «learning by doing», «hands on». Сущность методики Детского исторического музея отказ от стереотипа отрицательного отношения ребенка к музею и познанию в целом, создание устойчивое положительного отношения к восприятию музея как центра интересного и активного досуга. У юного посетителя требуется пробудить желание самостоятельного творчества и в рамках музейного пространства, и в жизни. С точки зрения методологии музейной деятельности довольно остро стоит вопрос о принципе отношения к музейному предмету. Существуют различные варианты решения этой проблемы, от которой в конечном итоге зависит направленность социально-культурных программ, целевая установка и методика работы с разными группами посетителей. Если демонстрация музейных предметов является целью, то сам предмет становится ее содержанием и относительно самостоятельной единицей. Если демонстрация музейных |
В эссе директора Музея цивилизации Квебека (Канала) дана широкая панорама современных музеологических тенденций в мире: расширения функций музеев, появления новых видов музеев, необходимость соответствия возрастающим запросам общества, новые направления деятельности, способы организации экспозиций и т. д. Главный вывод: музеи выходят за стены своих помещений, преодолевают традиционные пределы (в пространственном и смысловом отношении), становятся менее элитарными учреждениями, всесторонне расширяют палитру повседневно используемых методов идейно-эмоционального воздействия на посетителей*, Важным направлением музейной деятельности в современных условиях стало создание детских музеев. Самостоятельные детские музеи около ста лет существуют в Америке. В 80-90-х годах XX века это направление получило широкое развитие в немецких художественных музеях, где стали создаваться особые детские экспозиции (Дюссердорф, Дайсбург, Карлсруэ). Основополагающие принципы детских музеев США: интерактивность (в построении экспозиции) и партиципация (досуговость); самостоятельность в процессе познания (практика консультантов в отличие от традиционных форм экскурсионного обслуживания); удовлетворение потребности в активном общении. Посетитель при этом превращается из рецидиента в пользователя, если: задействовано максимальное количество органов восприятия; реакции свободны и самостоятельны; познание и восприятие нового происходит в процессе собственной активности. 1Allen J Desde el gabinetebamKO al espacio plural !' Atlantika. 1991. № 2/3. P. 103-107, В нашей стране интересным примером является Детский исторический музей Государственного Музея Политической Истории России, в концепции развития которого в первом десятилетии XXI века указываются следующие научно-методические принципы: специальное музейное пространство; метод музейных игр; чувственное восприятие; ролевое погружение в историческую среду; диалог с памятником; полифункциональная среда обитания (клуб, театр, выставка). Здесь активно реализуется восходящий к педагогике Я. Л. Коменского принцип отношения к предмету в контексте активного познания и активного действия «leming by doing», «hands on». Сущность методики Детского исторического музея проявляется в том, чтобы: снять отрицательный стереотип отношения ребенка к музею и познанию в целом, создать устойчивое положительное отношение к восприятию музея, как центра интересного и активного досуга; пробудить желание самостоятельного творчества и в рамках музейного пространства и в жизни в целом. Довольно остро стоит вопрос о принципе отношения к музейному предмету, что является чрезвычайно важным с точки зрения методологии музейной деятельности. Существуют различные варианты решения этой проблемы, от которой в результате зависит та или иная направленность социально-культурных программ, целевая установка и методика работы с разными группами посетителей. Если демонстрация музейных предметов является целью, то предмет выступает ее содержанием и относительно самостоятельной единицей. Если демоне грация музейных предметов является |