Проверяемый текст
Грусман, Владимир Моисеевич; Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев (Диссертация 2001)
[стр. 215]

предметов средство выражения определенных идей, то предмет это элемент формы и органическая часть единого целого149.
В последнее десятилетие роль экскурсовода и музейного педагога переосмыслялась как роль посредника, дирижера, режиссера, лектора, консультанта, оратора, или как театр одного актера.
Значение музейного специалиста в работе с аудиторией непосредственно связано с динамикой функций музея и с представлением о потенциальной аудитории, которая пока не посещает музей, но готова это сделать при определенных условиях.
По данным целого ряда современных социологических маркетинговых исследований,
редко посещающие музей люди обычно высоко ценят комфортные условия своего досуга.
Под отдыхом они подразумевают релаксацию, их больше интересует социальное взаимодействие (общение), чем интенсивное общение с экспонатами, они приходят в музейное учреждение в основном по особым поводам150.
Актуальной является разработка многоуровневых музейно-педагогических программ.
При этом
в теории и практике сложились различные установки и принципы деятельности.
Так, Б.А.
Столяров151 считает такую программу обоснованием инноваций образовательной практики музеев, объединяющей два содержательно-дидактических блока: «Ш кола в образовательном пространстве музея» и «Музейная педагогика в школе».

Лондонский музей кино оперирует информацией на трех уровнях.
Первый
уровень популярный, скорее даже развлекательный, но и он не является низким: все факты, которыми оперирует музей, правильны и достоверны.
Второй уровень требует от посетителя некоторой подготовки и предназначен для людей, заинтересовавшихся 149 Культурологические проблемы музееведения: Тез.
докл.
науч.-практ.
конф.
(Москва, 26 ноября 1999 г.).
Московский государственный университет культуры и искусств.
Каф.
музееведения.
Науч.
ред.
Н.Г.Самарина.
М., 1999.
48 с.
См., например, Брюшшгхаус-Кнубсль К.
Музейный педагог: защитник интересов посетителей //Museum.
1994.
№ 2.
С.
13-17.
Бойлан П.Д.
Музейные профессии: постоянно меняющиеся и
обновляющиеся //Museum.
1994.
№ 2.
С.4-7.
Закс А.Б.
Динамика социальных функций музеев СССР //Музееведение.
Музеи мира.
М., 1991.
С.51-65.
Кузьмин
A.C., Кузьмина Е.Е.
О диалектике функций историко-культурного музея (музей как средство межкультурной трансляции и внутрикультурной рефлексии) //Музееведение.
Музеи мира.
М., 1991.

С.66-71.
Равикович Д.А.
Социальные функции и информационная система музея/Тсоретические
вопросы научно-познавательной работы музеев.
Сб.
науч.
тр.
НИИ культуры.
№ 133.
М., 1984.
С.8-25.
Тодоров М.
Отдел просвещения Галереи
Уфицци //Museum.
1982.
№ 3.
С.16-27.
1 5 1 См.
Столяров Б.А.
Русский музей и учитель.
Модель сотрудничества //Образовательная деятельность художественного музея.

Вып.У!.
СПб., 2000.
С.6-14.
[стр. 82]

средством выражения определенных идей, то предмет выступает элементом формы и органической частью единого целого1 .
Научная мысль последнего десятилетия активно анализировала роль экскурсовода и музейного педагога как посредника, дирижера, режиссера, лектора, консультанта, оратора, театра одного актера.
Существующая динамика понимания специалиста музейной деятельности в работе с аудиторией связана и с динамикой функций музеев и с представлением о потенциальной аудитории, которая сегодня не посещает музей, но готова это делать при определенных условиях.
По данным целого ряда современных социологических маркетинговых исследований
люди, редко посещающие музей, высоко ценят комфортные условия; под отдыхом обычно подразумевают релаксацию; больше ценят социальное взаимодействие (общение), чем интенсивное общение с экспонатами; приходят в музейное учреждение в основном по особым поводам*.
1
Культурологические проблемы музее деления: Тез.
Д окладов научно-практической конференции (М осква, 26 ноября, 1999 г.) М ое.
Гос ун-т культуры и искусств.
К афедра музееведения; Науч.
ред.
Самарина Н.
Г.
М ., 1999.
4 8 с.
2С м., например: Брю нингхаус-Кнубель К.
М узейный педагог: Закш гти к интересов посетителей: (Ст.
из Германии) // M useum.
Jfe 2.
1994.
С.
13-17.
Бойлах П.
Д.
М узейные профессии: постоянно меняю щ ие и
обогащ аю щ иеся: (С т.
из Лондон а ) / / M useum .-X ? 2.
1 9 9 4 .-С .
4 -7 .
Звхс А.
Б.
Д инам ика социальны х функций музеев С С С Р // М узееведение.
М узеи мир.
М., 1 9 9 1 .-С .
51-65 Кузьмин
А.
С ., К узьмина Е.Е.
О диалеетике функций историко-культурного музея (м узеи как средство меж культурной трансляции и вкутрикультурной реф лексии) // // М узееведение.
М узеи м и р .-М ., 1 9 9 1
.-6 6 -7 1 Равнховкч Д .
А.
С оциальны е ф ункции и информационная систем а музея //
Теоретические вопросы научно-познавательной работы музеев: Сб.
науч.
тр.
/ Н И И культуры , № 133.
М ., 1984.
С.
8-25.
Тодоров М.
О тдел просвещ ения Галереи
Уффнцы, Ф лоренция П M useum .
№ 3.
1982.
С.
16-27.
Bown L.
T ilting into a pattern o f lite long learm ing // M eseum jo m al.
Jfe 11.
1995.
P.
27, {Опыт осущ ествления образовательны х музейны х программ для взрослых).
Boylan J.
P.
M eseum s 2000 and the future o f m useum s // M eseum s 2000: politics, people professionals and profits / Ed.
By Patrik J.
B.
London: M useum A ssociation.
1992.
P.
1-21.
M skenzie S.
1.
T he m eseum as a cultural cehtre // M useum s are for people.
Scottign m useum councie.
Edinburg.
1984.
P.
85-87.


[стр.,83]

83 Актуальной является разработка многоуровневых музейнопедагогических программ.
При этом
и в теории, и в практике сложились различные установки и принципы деятельности.
Так, Б.
А.
Столяров1 считает такую программу обоснованием инноваций образовательной практики музеев, объединяющей два содержательно-дидактических блока: «Школа в образовательном пространстве музея» и «Музейная педагогика в школе».

А, к примеру.
Лондонский музей кино оперирует информацией на трех уровнях.
Первый
это популярный уровень, скорее, развлекательный, но и он не является низким: все факты, которыми оперирует музей, правильны и точны.
Второй уровень требует некоторой подготовки и предназначен для людей, заинтересовавшихся кино и решивших его изучать, (к этой категории посетителей можно отнести школьников, студентов, кинолюбителей).
И третий уровень научный, ориентированный на специалистов, содержит исчерпывающую информацию и раскрывает выводы серьезных исследований.
Интересные и конструктивные поиски новых форм реализации культуросозидающего потенциала социально-культурной деятельности музеев осуществляются в ФРГ.
К примеру, цель организации выставочной работы Дома истории ФРГ (Бонн) способствовать мотивации посетителей к познанию, продолжению образования.
Основной акцент: возможность выбора объектов изучения (сопроводительные тексты, интерактивные формы и методы предоставления информации, имеющей точки пересечения с жизненным опытом человека).
Важнейший аспект данного направления «иерархизация» информационных уровней, упорядочение информации.
(Первый уровень представляет общую картину послевоенного времени Германии, второй особо значимые экспонаты и группы музейных объектов, третий приводит зрителя к отдельным объектам и документам, детализирующим информацию.) 1 Ст.
С толяров Б.
А.
Русский музей и учитель.
Модель сотрудничества.
/ О бразовательная деятельность художественного музея.

Выпуск V I, СПб.
2<)00 с.
6-14.

[Back]