кино и решивших его изучать (к этой категории можно отнести школьников, студентов, кинолюбителей). И, наконец, третий уровень научный, ориентированный на специалистов. Он содержит исчерпывающую, эксклюзивную информацию и представляет результаты серьезных исследований. Интересные и конструктивные поиски новых форм социальнокультурной деятельности музеев ведутся в Федеративной Республике Германии. Например, цель организации выставочной работы Дома истории ФРГ (Бонн) развивать мотивации посетителя к познанию, продолжению своего образования. При этом каждый имеет возможность выбрать объекты для изучения по своему вкусу (сопроводительные тексты, интерактивные формы и методы представления информации, имеющие точки пересечения с жизненным опытом человека). Важнейший аспект данного направления «иерархизация» информационных уровней, упорядочение информации. Например, первый уровень представляет общую картину послевоенной Германии, второй особо значимые экспонаты и группы музейных объектов, третий знакомит посетителя с отдельными объектами и документами, детализирующими информацию. Здесь предусмотрены «активные» и «спокойные» (предназначенные для отдыха) зоны, есть возможность работать в информационном центре, посещать музейный магазин, в котором имеются издания исторической тематики. Преимущество музея перед другими источниками информации (в том числе электронными) проявляется в том, что: 1. Музей выступает как «пространство переживания», где важную роль играет аутентичность предмета; 2. Посещение музея инициирует общение между посетителями, что способствует укреплению коммуникативных связей между поколениями. В процессе межличностного общения посетители обмениваются жизненным опытом, углубляют свои знания. Коммуникативный процесс, начавшийся в музее, получает свое продолжение за его пределами и в других жизненных ситуациях. И.А. Колесникова152 в системе социально-культурной деятельности музея определяет три уровня педагогического взаимодействия: коммуникация (более утилитарный); 1 5 2 Колесникова И.А. О феномене музейной недагогики/Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. С.276-279. |
83 Актуальной является разработка многоуровневых музейнопедагогических программ. При этом и в теории, и в практике сложились различные установки и принципы деятельности. Так, Б. А. Столяров1 считает такую программу обоснованием инноваций образовательной практики музеев, объединяющей два содержательно-дидактических блока: «Школа в образовательном пространстве музея» и «Музейная педагогика в школе». А, к примеру. Лондонский музей кино оперирует информацией на трех уровнях. Первый это популярный уровень, скорее, развлекательный, но и он не является низким: все факты, которыми оперирует музей, правильны и точны. Второй уровень требует некоторой подготовки и предназначен для людей, заинтересовавшихся кино и решивших его изучать, (к этой категории посетителей можно отнести школьников, студентов, кинолюбителей). И третий уровень научный, ориентированный на специалистов, содержит исчерпывающую информацию и раскрывает выводы серьезных исследований. Интересные и конструктивные поиски новых форм реализации культуросозидающего потенциала социально-культурной деятельности музеев осуществляются в ФРГ. К примеру, цель организации выставочной работы Дома истории ФРГ (Бонн) способствовать мотивации посетителей к познанию, продолжению образования. Основной акцент: возможность выбора объектов изучения (сопроводительные тексты, интерактивные формы и методы предоставления информации, имеющей точки пересечения с жизненным опытом человека). Важнейший аспект данного направления «иерархизация» информационных уровней, упорядочение информации. (Первый уровень представляет общую картину послевоенного времени Германии, второй особо значимые экспонаты и группы музейных объектов, третий приводит зрителя к отдельным объектам и документам, детализирующим информацию.) 1 Ст. С толяров Б. А. Русский музей и учитель. Модель сотрудничества. / О бразовательная деятельность художественного музея. Выпуск V I, СПб. 2<)00 с. 6-14. Предусматриваются «активные» и «спокойные» (отдых) зоны, имеется возможность пользоваться информационным центром, музейным магазином исторической тематики. Преимущество музейного посещения в процессе углубления знаний перед другими источниками информации (в т. ч. электронными) проявляется в том, что: 1) музей выступает как «пространство переживания», где важную роль играет аутентичность предмета; 2) посещение инициирует общение между посетителями, что способствует укреплению коммуникативных связей между поколениями. В процессе межличностного общения посетители обмениваются жизненным опытом, углубляют свои знания. Коммуникативный процесс, берущий начало в музее, получает продолжение за его пределами в других жизненных ситуациях. И. А. Колесникова1в системе социально-культурной деятельности музея определяет три уровня педагогического взаимодействия: коммуникация (более утилитарный); общение (обмен смыслами); отождествление (переживание). В работе Дарвиновского музея выделяются четыре уровня восприятия информации и построения работы с посетителем, Здесь же широко внедряются информационные технологии, что является одним из наиболее распространенных в мире и достаточно перспективных в нашей стране направлений2. Весь спектр вопросов, обсуждаемых и решаемых в теории и практике социально-культурной деятельности музеев, проанализировать невозможно. Однако следует отметить, что в многочисленных монографиях, сборниках 1 Колесникова И. А. О ф еном ене музейной годах описи 1 Художественный музей в образовательном процессе. С Пб., 1998. С 276 279. 2 Клзокина А. И. Естественнонаучны й музей как центр ф ормирования экологической культуры. А втор... канд. культурологии. -С П Б., 1999.2 0 с . |