служить дворец Белосельских-Белозерских (ныне Культурный центр Санкт-Петербурга). Здесь регулярно проводятся костюмированные балы, на которых звучит музыка XVIII XIX веков, а комментарий лектора помогает всем желающим вновь освоить позабытое времяпрепровождение высших кругов российского общества. В соответствии с логикой исследования потребовалось определить психолого-педагогические основы эффективной работы с посетителями, раскрыть методику их активизации и вовлечения в социально-культурное творчество историко-патриотической и нравственно-эстетической направленности. Несмотря на широкое использование новых технических возможностей, в том числе компьютерных, ведущей формой работы современного музея продолжает оставаться экскурсия. Специфику экскурсионной педагогики предопределили теоретические концепции и практика таких организаторов и методистов экскурсионного дела 1920-х 1930-х годов, как Н.П. Анциферов, Б.Л. Райков, A.B. Герд и других. Однако в силу сложившихся исторических обстоятельств, традиции научного исследования экскурсии длительное время не развивались. Вследствие этого практика музеев и туристических бюро достаточно долго оставалась без научно обоснованных представлений о проявлениях общих закономерностей познавательной деятельности в специфических условиях экскурсионного процесса. Так или иначе, подобное положение приводило к недооценке активнопознавательной роли субъекта в акте познания, и, как следствие, ограничивало поиск средств его педагогической организации. Следует отметить, что в профессиональной ориентации161 профессия экскурсовода совершенно справедливо оценивается в системе «человек человек». Сложившаяся методика музейной деятельности в основном была сосредоточена на технологических вопросах показа и комментария в системе «человек объект». Нередко из поля зрения методистов и экскурсоводов выпадал круг важнейших вопросов взаимодействия передачи и восприятия, решение которых предопределяет педагогическую эффективность каждой конкретной экскурсии. Двойственность этой ситуации позволяла подменять широкие социально-педагогические задачи музейного учреждения сугубо просветительными функциями. 161 Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Педагогика, 1988. 212 с. |
наиболее интересном из того, что изобретено, разработано и создано в нашем городе. Исследование подтвердило позиции современной педагогики и социальной психологии, исходящих из того, что посетитель, пришедший в музей, находится под влиянием культурной среды его проживания, испытывает воздействие коллектива, в котором учится или работает, литературы, которую читает, телепередач, которые смотрит, и т. д. Однако у музея, обладающего способностью «погрузить» человека в историю, есть бесспорные преимущества одновременного воздействия на разум и чувства индивида. Но в полной мере его культуросозидающий потенциал проявляется в единстве с другими социальными институтами и духовными факторами. Их анализ стал предметом нашего дальнейшего исследования, выводы которого отражены в §3 второй главы. Главная задача, решавшаяся на этом этапе эксперимента, заключалась в том, чтобы не только познакомить посетителей с экспонатами музея, но и в том, чтобы донести до их сознания непреходящие ценности отечественной истории, помочь им осуществить специфику ратных подвигов отцов, испытать высокое чувство сопричастности истории своей Родины. Ведущая форма работы музея — это экскурсия. В профессиональной ориентации профессия экскурсовод совершенно справедливо оценивается в системе «человек — человек». Сложившаяся же методика музейного дела, в основном, сосредоточена на технологических вопросах показа и комментария в системе «человек — объект». Из поля зрения методистов и экскурсоводов нередко выпадает круг важнейших вопросов передачи и восприятия, решение которых, применительно к музею, предопределяет собой педагогическую эффективность каждой конкретной экскурсии. Двойственность ситуации создает предпосылки, при которых широкие социально-педагогические задачи музейных учреждений подменяются узкопросветительскими функциями. Объективно возникает разрыв между ответственной ролью и местом музеев и экскурсий в контексте социальной с экспонатами музея, но и в том, чтобы донести до их сознания непреходящие ценности отечественной истории, помочь им осуществить специфику ратных подвигов отцов, испытать высокое чувство сопричастности истории своей Родины. Логика исследования предопределила необходимость выявить психолого-педагогические основы эффективности работы с посетителями, раскрыть методику их активизации и вовлечения социально-культурное творчество историко-патриотической направленности. Ведущая форма работы музея — это экскурсия. Специфика современной экскурсионной педагогики предопределялась теоретическими концепциями и практикой организаторов и методистов экскурсионного дела 20-30-х годов Н. П. Анцыферова, Б. Л. Райкова, А. В. Герда и др. Однако, в силу сложившихся исторических обстоятельств, традиции научного исследования экскурсии длительное время не получали своего дальнейшего развития. Ввиду этого широкая и интенсивная практика музеев и туристских бюро многие годы оставалась без научно обоснованных представлений о проявлении общих закономерностей познавательной деятельности в конкретных, специфических условиях экскурсионного процесса. Так или иначе, такое положение приводило практических работников к недооценке активно-познавательной роли субъекта в акте познания и, как следствие, ограничению поиска средств его педагогической организации. При этом характерно, что в профессиональной ориентации1 профессия «экскурсовод» совершенно справедливо оценивается в системе «человек — человек». Сложившаяся же методика музейного дела, в основном, сосредоточена на технологических вопросах показа и комментария в системе «человек — объект». Из поля зрения методистов и экскурсоводов нередко выпадает круг важнейших вопросов передачи и восприятия, решение которых, применительно к музею, предопределяет собой педагогическую 1Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Педагогика, 1988. 212 с. |