Объективно появляется разрыв между значением музейных экскурсий в контексте социальной жизни общества и реальной оценкой их педагогического результата. Одно из следствий недостаточной разработанности научной концепции экскурсии отсутствие социально-педагогической интерпретации деятельности экскурсовода, не только отвечающей потребностям аудитории, но и формирующей на их основе высокие духовные ценности, воплощенные в материальной среде. В наше время, когда интенсифицируется производство, изменяются условия труда и быта, постоянно ощущается воздействие средств массовой информации, повышается общий уровень образованности, соответственно изменяется уровень и характер духовных потребностей общества. В условиях этих многообразных изменений, предопределяющих психологопедагогическую эффективность восприятия, традиционно ориентированная на показ и комментарий музейно-экскурсионная практика столкнулась с новым для себя кругом проблем. Долгое время работники музеев заботились в основном о том, какие идеи следует предложить посетителю. Вопрос, как эти идеи будут восприниматься, практически не ставился. В исследованиях A.A. Брудного, И.Т. Будылина, Г.П. Бутикова, В.М. Грусмана, Е.Н. Корчагина, В.А. Ядова и других было доказано, что процесс передачи, восприятия и понимания не ограничен сиюминутными задачами общения и «запоминания». Он складывается на фоне социальных отношений, в ходе которых вырабатываются определенные потребности, интересы и установки. Характеризуя эволюцию сознания, А.Н. Леонтьев162 выдвигает функциональное положение о различии значения и смысла. В экскурсии данная взаимосвязь представляется противоречием между материалом, полученным экскурсовод с помощью источников, и его смысловым содержанием, потенциально обращенным к потребностям в сфере мотиваций посетителя. Анализ компонентов экскурсии позволил предположить, что она существует как ответ на практическую потребность интеллектуальной ориентации в новой предметной среде. Однако по своему содержанию сама познавательная ситуация только внешнее следствие более широких социальнопсихологических потребностей. Следовательно, социальная педагогика экс162 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика. T.I. 391 с.; Т. 11.318 с. |
эффективность каждой конкретной экскурсии. Двойственность ситуации создает предпосылки, при которых широкие социально-педагогические задачи музейных учреждений подменяются узко просветительскими функциями Объективно возникает разрыв между ответственной ролью и местом музеев и экскурсий в контексте социальной жизни общества и реальным педагогическим результатом их деятельности. Одно из следствий неразработанности научной концепции экскурсии — отсутствие социальнопедагогической интерпретации деятельности экскурсовода, не только отвечающей потребностям аудитории, но формирующей на их основе высокие духовные ценности, воплощенные в материальной среде. В современной ситуации интенсификации производства, изменения условий труда и быта, воздействия средств массовой информации, общего повышения уровня образованности и последовательного перехода к информационному обществу XXI века, соответственно изменяется и повышается уровень и характер духовных потребностей. Перед лицом этих многообразных изменений, предопределяющих психолого-педагогическую эффективность восприятия, музейно-экскурсионная практика, традиционно ориентированная на показ и комментарий, столкнулась с кругом новых для себя проблем. Долгое время немалая часть музейных работников думала преимущественно о том, какие идеи нужно подать посетителю, вопрос же о том, как эти идеи будут восприниматься, практически не ставился. Исследованиями Г. П. Бутикова, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, В. А. Ядова, А. А. Брудного, И. Т. Будылина и других доказано, что процесс передачи, восприятия и понимания не ограничен сиюминутными задачами общения и «запоминания». Он складывается на широком фоне социальных отношений, в ходе которых вырабатываются определенные потребности, интересы и установки. Характеризуя эволюцию сознания, А. Н. Леонтьев1 выдвигает функциональное положение о различии значения и смысла. Данная взаимосвязь предстает в экскурсии как противоречие между объективным знанием, материалом (экскурсовод овладевает им через источники) и его смысловым содержанием, потенциально обращенным к потребностям в сфере мотиваций посетителя. Анализ слагаемых экскурсии приводит к мысли, что по своей форме она существует как ответ на практическую потребность интеллектуальной ориентации в новой предметной среде. Однако по своему содержанию сама познавательная ситуация — лишь внешнее следствие более общих, социально-психологических потребностей. Следовательно, социальная педагогика экскурсии должна найти путь сопряжения деятельности экскурсовода с потребностями посетителя не только на уровне ориентации и информирования («значений»), но и на уровне взаимодействия пропагандируемого содержания с социально-психологическими потребностями («смысла»). Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что экскурсия в музее обращена к высшим нравственным ценностям человечества. Поэтому, не дублируя средства массовой информации, печатные источники, она обладает базой воздействия на ценностные ориентации, структуру личности посетителя и, в перспективе, на его поступки, на его реальное восприятие жизни. Исходя из этого, в ходе эксперимента мы на первый план поставили проблему мастерство внутренней, неформальной организации экскурсии как ситуации познания не только предметного мира, но и основного смысла (идеи), ради которого существуют музеи. Эффект любой экскурсии определялся не только и не столько количеством информации, сколько 1 Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, Т. I. 391с. Т.Н. 318 с. |