Проверяемый текст
Корчагин, Евгений Николаевич; Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 242]

Объективно появляется разрыв между значением музейных экскурсий в контексте социальной жизни общества и реальной оценкой их педагогического результата.
Одно из следствий недостаточной разработанности научной концепции экскурсии отсутствие социально-педагогической интерпретации деятельности экскурсовода, не только отвечающей потребностям аудитории, но и формирующей на их основе высокие духовные ценности, воплощенные в материальной среде.
В
наше время, когда интенсифицируется производство, изменяются условия труда и быта, постоянно ощущается воздействие средств массовой информации, повышается общий уровень образованности, соответственно изменяется уровень и характер духовных потребностей общества.
В условиях этих многообразных изменений, предопределяющих психологопедагогическую эффективность восприятия, традиционно ориентированная на показ и комментарий музейно-экскурсионная практика столкнулась с новым для себя кругом проблем.
Долгое время работники музеев заботились в основном о том, какие идеи следует предложить посетителю.
Вопрос, как эти идеи будут восприниматься, практически не ставился.
В исследованиях A.A.
Брудного, И.Т.
Будылина, Г.П.
Бутикова, В.М.
Грусмана, Е.Н.
Корчагина, В.А.
Ядова и других было доказано, что процесс передачи, восприятия и понимания не ограничен сиюминутными задачами общения и «запоминания».
Он складывается на
фоне социальных отношений, в ходе которых вырабатываются определенные потребности, интересы и установки.
Характеризуя эволюцию сознания, А.Н.
Леонтьев162 выдвигает функциональное положение о различии значения и смысла.

В экскурсии данная взаимосвязь представляется противоречием между материалом, полученным экскурсовод с помощью источников, и его смысловым содержанием, потенциально обращенным к потребностям в сфере мотиваций посетителя.
Анализ
компонентов экскурсии позволил предположить, что она существует как ответ на практическую потребность интеллектуальной ориентации в новой предметной среде.
Однако по своему содержанию сама познавательная ситуация
только внешнее следствие более широких социальнопсихологических потребностей.
Следовательно, социальная педагогика
экс162 Леонтьев А.Н.
Избранные психологические произведения.
В 2-х т.
М.: Педагогика.

T.I.
391 с.; Т.
11.318 с.
[стр. 155]

эффективность каждой конкретной экскурсии.
Двойственность ситуации создает предпосылки, при которых широкие социально-педагогические задачи музейных учреждений подменяются узко просветительскими функциями Объективно возникает разрыв между ответственной ролью и местом музеев и экскурсий в контексте социальной жизни общества и реальным педагогическим результатом их деятельности.
Одно из следствий неразработанности научной концепции экскурсии — отсутствие социальнопедагогической интерпретации деятельности экскурсовода, не только отвечающей потребностям аудитории, но формирующей на их основе высокие духовные ценности, воплощенные в материальной среде.
В
современной ситуации интенсификации производства, изменения условий труда и быта, воздействия средств массовой информации, общего повышения уровня образованности и последовательного перехода к информационному обществу XXI века, соответственно изменяется и повышается уровень и характер духовных потребностей.
Перед лицом этих многообразных изменений, предопределяющих психолого-педагогическую эффективность восприятия, музейно-экскурсионная практика, традиционно ориентированная на показ и комментарий, столкнулась с кругом новых для себя проблем.
Долгое время немалая часть музейных работников думала преимущественно о том, какие идеи нужно подать посетителю, вопрос же о том, как эти идеи будут восприниматься, практически не ставился.
Исследованиями Г.
П.
Бутикова, А.
Н.
Леонтьева, А.
А.
Леонтьева, В.
А.
Ядова, А.
А.
Брудного, И.
Т.
Будылина и других доказано, что процесс передачи, восприятия и понимания не ограничен сиюминутными задачами общения и «запоминания».
Он складывается на
широком фоне социальных отношений, в ходе которых вырабатываются определенные потребности,

[стр.,156]

интересы и установки.
Характеризуя эволюцию сознания, А.
Н.
Леонтьев1 выдвигает функциональное положение о различии значения и смысла.

Данная взаимосвязь предстает в экскурсии как противоречие между объективным знанием, материалом (экскурсовод овладевает им через источники) и его смысловым содержанием, потенциально обращенным к потребностям в сфере мотиваций посетителя.
Анализ
слагаемых экскурсии приводит к мысли, что по своей форме она существует как ответ на практическую потребность интеллектуальной ориентации в новой предметной среде.
Однако по своему содержанию сама познавательная ситуация —
лишь внешнее следствие более общих, социально-психологических потребностей.
Следовательно, социальная педагогика
экскурсии должна найти путь сопряжения деятельности экскурсовода с потребностями посетителя не только на уровне ориентации и информирования («значений»), но и на уровне взаимодействия пропагандируемого содержания с социально-психологическими потребностями («смысла»).
Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что экскурсия в музее обращена к высшим нравственным ценностям человечества.
Поэтому, не дублируя средства массовой информации, печатные источники, она обладает базой воздействия на ценностные ориентации, структуру личности посетителя и, в перспективе, на его поступки, на его реальное восприятие жизни.
Исходя из этого, в ходе эксперимента мы на первый план поставили проблему мастерство внутренней, неформальной организации экскурсии как ситуации познания не только предметного мира, но и основного смысла (идеи), ради которого существуют музеи.
Эффект любой экскурсии определялся не только и не столько количеством информации, сколько 1 Леонтьев А.
Н.
Избранные психологические произведения в 2-х т.
М.: Педагогика,
Т.
I.
391с.
Т.Н.
318 с.

[Back]