Проверяемый текст
Корчагин, Евгений Николаевич; Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 246]

процесс перехода от системы значений к системе смыслов.
Единство и противоположность знаний и смыслов в одном понятии (Л.С.
Выготский165, А.Н.

Леонтьев166) одно из фундаментальных положений психологии.
Значение
это отражение действительности, устойчивая форма (языка, понятия, поведения и т.д.), в которой человек осваивает действительность.
Однако сама индивидуальная деятельность человека раскрывает
его как «отношение» к объекту деятельности, смысл.
Имея целью «коммуникативные намерения», необходимо, прежде всего, оценить ситуацию коммуникации, определить
направление деятельности и вектор усилий по отношению к аудитории.
То, что для нас является объективными «фактами жизни и творчества» художника, для него самого перспектива, субъективно воспринимаемая им как судьба.

Она должна быть понята не только как «естественноисторический процесс», но и как уникальная, единственная в своем роде драма.
Ориентируясь на правильность, точность оценки факта в научном издании, экскурсовод приводит его в неизменном виде в тексте экскурсии, и далее в речи.
Преследуя ту же цель научности, он придерживается не только теории или описания, но, следуя самой функции источника, переносит ее в иную ситуацию.
Таким образом, социально-педагогический замысел экскурсии с одной стороны, и особенность публичной деятельности, наличие мемориальной предметной среды, и различная степень зрелищности, совмещение в одном лице и автора и коммуникатора текста с другой, создают комплекс предварительных условий для построения экскурсии согласно принципам информационно-целевого текста.
В принципиальном плане это означает поиск оптимальных путей «обратного» перехода, от системы «значений» к системе «смыслов».
Важнейшее методологическое положение, предопределившее характер и направленность
проведенного исследования, состояло в том, что музейная экспозиция —не самоцель, а лишь средство познания отечественной истории и культуры.
Именно это
является идеологией музея, его концептуальной позицией, или, по К.С.
Станиславскому, «сверхзадачей».
1 6 5Выготский Л.С.
Психология искусства.
М.: Искусство, 1968.
576 с.
166 Леонтьев А.Н.
Избранные психологические произведения.
М.: Педагогика,
1974.
Т.
И.
С.
174,301.
[стр. 160]

# в-пятых, текст способен удерживать и нести как локальные, так и более перспективные намерения — сверхзадачу; в-шестых, текст выступает не только как продукт и объект общения, но и как образ деятельности.
В период создания текста экскурсии автор-коммуникатор (экскурсовод) совершает переход от множественности предметносодержательных текстов к единому, информационно-целевому, от одной функциональной системы — к другой.
Это — переход от объективного к субъективному, процесс, который может быть оценен как переход от ^ системы значений к системе смыслов.
Единство и противоположность знаний и смыслов в одном понятии (Л.
С.
Выготский1, А.
Н.

Леонтьев2) — одно из фундаментальных положений психологии.
Значение —
отражение действительности и «независимо от индивидуального, личностного отношения к ней человека», это устойчивая форма (языка, понятия, поведения и т.
д.), в
который человек осваивает действительность.
Однако сама индивидуальная деятельность человека раскрывает
как его «отношение» к объекту деятельности, смысл: «смысл как бы принадлежит самому сознаваемому содержанию и кажется входящим в его объективное значение».
Имея целью «коммуникативные намерения», необходимо прежде всего оценить ситуацию коммуникации, определить
И : направление деятельности, вектор усилий в отношении аудитории.
То, что для нас является объективными «фактами жизни и творчества» художника, для него самого — перспектива, субъективно воспринимаемая им как судьба.

Для целей пропаганды она должна быть понята не только как Зр 160 # 1Выготский А.
Н.
Психология искусства.
М.: Искусство, 1968.
576 с.
2 Леонтьев А.
Н.
Избранные психологические произведения.
М.: Педагогика.

Т.
И.
С.
174, 301.


[стр.,161]

«естественноисторический процесс», но и как уникальная, единственная в своем роде драма.
Следуя ориентации на правильность, точность факта и его оценки в научном издании, экскурсовод переносит его в неизменном виде в свой подготовительный текст и далее — в речь.
Преследуя ту же цель научности, экскурсовод идет вслед не только теории или описанию, но следует самой функции источника, переносит ее в иную ситуацию.
Отсюда понятно, что социально-педагогический замысел экскурсии, с одной стороны, и условия публичной деятельности, наличие мемориальной предметной среды и ее различная степень зрелищности, совмещение в одном лице автора и коммуникатора текста — с другой, создают комплекс предварительных условий для создания экскурсии согласно принципам информационно-целевого текста.
В принципиальном плане это означает поиск оптимальных путей «обратного» перехода,
т.
е.
от системы «значений» — к системе «смыслов».

Важнейшее методологическое положение, предопределившее характер и направленность
нашего исследования, состояло в том, что экспозиция музея — это не самоцель, а лишь средство познания отечественной истории и культуры.
Именно это
составляет идеологию музея, его концептуальную позицию, его, как выразился бы К.
С.
Станиславский, «сверхзадачу».
В сверхзадаче мы увидели структуру, в которой проявляется объективная направленность социальных и личных потребностей создателей ценностей истории и культуры, нашли базу, составляющую основу информационно-целевого материала, которая предопределяет содержание и основную концепцию экскурсии.
Все это являло собой необходимое условие реализации социально-педагогического замысла и любой конкретной экскурсии, и всей культурно-просветительной деятельности с различными группами посетителей музея.
Анализируя специфику восприятия экскурсии в массовой аудитории, небольшой группе или отдельным лицом, мы констатировали наличие у

[Back]