Проверяемый текст
Корчагин, Евгений Николаевич; Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 247]

Сверхзадачу можно рассматривать как структуру, в которой проявляется объективная направленность социальных и личных потребностей создателей ценностей истории и культуры, основу информационно-целевого материала, предопределяющую содержание и основную концепцию экскурсии.
Это необходимое условие реализации социально-педагогического замысла и любой экскурсии, и всей культурно-просветительной деятельности музея.
Анализируя специфику восприятия экскурсии
массовой аудиторией, небольшой группой или отдельными посетителями музея, можно отметить у реципиента постоянную потребность в переоценке ценностных ориентаций, в мысленной консультации по самым разным проблемам социальной жизни.
Соответственно, определенные коммуникативные намерения должны
появиться и у экскурсовода.
У него обязательно должна
возникнуть «ответная» установка и появиться продуманные оптимальные пути ее реализации.
В силу этого в процессе исследования понятия «докоммуникативная» и «коммуникативная» фазы деятельности экскурсовода были
соотнесены не с аудиторией, что общепринято, а с коммуникатором-экскурсоводом, с этапами создания и реализации информационно-целевого текста.
В соответствии с принципами информационно-просветительной деятельности
при помощи понятия «докоммуникативная фаза» обозначен целостный процесс формирования у говорящего «коммуникативной инъекции» (от этапа работы над источниками и создания нового по своим функциональным качествам целого), в котором прогнозирован до выхода на практику и образ деятельности ведущего.
«Коммуникативная фаза» рассматривалась как период реализации определенного смысла, выраженного в подтексте сообщения в функциональном процессе.
Здесь на конкретных примерах исследовалась зависимость восприятия текста и подтекста сообщения от ситуации познания в музее и образа деятельности ведущего.
Заключительная «посткоммуникативная» фаза предполагала проверку выдвинутых положений и оценку действительности по реализации установки на социально-педагогический результат.
Он
был раскрыт посредством фиксации вопросов и их анализа, а также благодаря опросам, собеседованиям и данным экспертных оценок, их сравнения с показателями наблюдений коммуникативного процесса в контрольных и экспериментальных группах посетителей.
Обобщив полученные данные, правомерно подчеркнуть, что ситуация (или «предлагаемые обстоятельства») массовой экскурсии это ситуация
[стр. 161]

«естественноисторический процесс», но и как уникальная, единственная в своем роде драма.
Следуя ориентации на правильность, точность факта и его оценки в научном издании, экскурсовод переносит его в неизменном виде в свой подготовительный текст и далее — в речь.
Преследуя ту же цель научности, экскурсовод идет вслед не только теории или описанию, но следует самой функции источника, переносит ее в иную ситуацию.
Отсюда понятно, что социально-педагогический замысел экскурсии, с одной стороны, и условия публичной деятельности, наличие мемориальной предметной среды и ее различная степень зрелищности, совмещение в одном лице автора и коммуникатора текста — с другой, создают комплекс предварительных условий для создания экскурсии согласно принципам информационно-целевого текста.
В принципиальном плане это означает поиск оптимальных путей «обратного» перехода, т.
е.
от системы «значений» — к системе «смыслов».
Важнейшее методологическое положение, предопределившее характер и направленность нашего исследования, состояло в том, что экспозиция музея — это не самоцель, а лишь средство познания отечественной истории и культуры.
Именно это составляет идеологию музея, его концептуальную позицию, его, как выразился бы К.
С.
Станиславский, «сверхзадачу».
В сверхзадаче мы увидели структуру, в которой проявляется объективная направленность социальных и личных потребностей создателей ценностей истории и культуры, нашли базу, составляющую основу информационно-целевого материала, которая предопределяет содержание и основную концепцию экскурсии.
Все это являло собой необходимое условие реализации социально-педагогического замысла и любой конкретной экскурсии, и всей культурно-просветительной деятельности с различными группами посетителей музея.
Анализируя специфику восприятия экскурсии
в массовой аудитории, небольшой группе или отдельным лицом, мы констатировали наличие у

[стр.,162]

реципиента постоянно действующей потребности в переоценке ценностных ориентаций, в мысленной консультации по самым разным проблемам социальной жизни.
Соответственно, определенные коммуникативные намерения должны
были появиться и у экскурсовода.
У него обязательно должна
была возникнуть «ответная» установка, продуманы оптимальные пути ее реализации.
В силу этого в процессе исследования понятия «докоммуникативная» и «коммуникативная» фазы деятельности экскурсовода были
обращены нами не к аудитории (что общепринято), а к коммуникатору (экскурсоводу), к этапам создания и реализации информационно-целевого текста.
В соответствии с принципами информационно-просветительной деятельности
понятием «докоммуникативная фаза» нами был обозначен целостный процесс формирования у говорящего «коммуникативной инъекции» (от этапа работы над источниками и создания нового по своим функциональным качествам целого), в котором прогнозирован и образ деятельности ведущего, — до выхода на практику.
«Коммуникативная фаза» рассматривалась как период реализации определенного смысла, выраженного в подтексте сообщения в функциональном процессе.
Здесь на конкретных примерах исследовалась зависимость восприятия текста и подтекста сообщения от ситуации познания в музее и образа деятельности ведущего.
Заключительная — «посткоммуникативная фаза» — предполагала проверку выдвинутых положений и оценку действительности по реализации установки на социально-педагогический результат.
Он
раскрывался нами посредством фиксации вопросов и их анализа, а также с помощью опросов, собеседований и данных экспертных оценок, с их последующим сравнением с показателями наблюдений над коммуникативным процессом в контрольных и экспериментальных группах посетителей Центрального военно-морского музея и его филиалов.
Суммируя изложенное, правомерно вновь подчеркнуть, что ситуация (или «предлагаемые обстоятельства») массовой экскурсии — это ситуация

[Back]