252 ф Общий путь возникновения экскурсии как самостоятельного целого м ожет быть обозначен как путь от сверхзадачи к конкретному плану ее осуществления. Творческий круг «работы экскурсовода над собой» предполагает наличие дневника наблюдений и самонаблюдений, профессиональный отбор Ф слов и выражений, поиск полноценных «монтажных» переходов. Следуя этому, экскурсовод становится автором экскурсии, приобретая при этом индивидуальное отношение к пропагандируемым ценностям культуры. Разносторонний анализ повседневной деятельности экскурсовода свидетельствует о том, что коммуникативная фаза как фаза реального взаимодействия с аудиторией посредством текста, в свою очередь, является переходным звеном к развертыванию смысла в новой фазе в мыслях и представлениях воспринимающих, т.е. посетителей музея. Во время экскурсии сверхзадача представляется структурой, содержащей в себе диалектическое противоречие предметного и функционального ф планов. Эта взаимозависимость может быть оценена как теоретическая предпосылка осмысления единства культурно-просветительного смысла музея и социально ориентированных форм его функционирования. Знаковая система • музея как собрания раритетов соответствует знаковой, предметной стороне специального знания о них. Следовательно, в условиях восприятия музея разными группами населения вступает в силу иное соотношение соответствие социального замысла музея (как методологической основы его создания и функционирования) и адекватной ему содержанием и методикой деятельности экскурсовода. Именно эта деятельность выражена в информационноцелевой интерпретации каждой экскурсии. Опытно-экспериментальная работа в Государственном музее-заповедФ ф нике «Царское Село», в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор», Российском этнографическом музее и Центральном военно-морском музее доказала эффективность социально-педагогической концепции историко-культурного и нравственно-эстетического просвещения, учитывающей единство информационно-логического и эмоционально-образного, достигаемого в условиях активного освоения непреходящих ценностей отечественной истории и культуры. |
собой «ответ» диспозиции восприятия, а через нее — более глубоким потребностям. В процессе опытно-экспериментальной работы мы отрабатывали методологию и методику проведения экскурсии, основанную на феномене единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия. Мы учитывали, что экскурсовод в историко-мемориальном музее принципиально отличается от лица, пересказывающего текст путеводителя. Он выступает в роли интерпретатора экспозиции, реализует функции организатора творческого общения, основанного на интересе к отечественной истории и культуре. Опытно-экспериментальная работа позволила подтвердить эффективность социально-педагогической концепции историко-культурного просвещения, которая строится на учете эффекта единства информационнологического и эмоционально образного, достигаемого в условиях активного освоения непреходящих ценностей отечественной истории. Основой этого эффекта выступают: экспозиция, наглядно отражающая непреходящие ценности истории и культуры; информационнокоммуникативный потенциал экскурсии и мастерства экскурсовода; особая нравственно-психологическая атмосфера высокой духовности, предопределяющая преобразование объекта экскурсионного обслуживания в субъект социально-культурного творчества. Систематически проводимые социологические опросы показали, что 93,8% из общей массы людей, посетивших Центральный военно-морской музей с 1991 по 2001 годы, выразили глубокое удовлетворение и его экспозицией, и, главное, качеством деятельности экскурсоводов, и царящей в музее особой духовной атмосферой. Более 76% посетителей музея отметили его историко-культурное значение, его активную роль в расширении и углублении гуманитарных знаний. Только в 1991-2001 годах более 260 тысяч человек приняли участие в проводимых на базе музея массовых социально-культурных акциях. С музеем постоянно сотрудничают сотни осуществления. Творческий круг «работы экскурсовода над собой» предполагает необходимость в дневнике наблюдений и самонаблюдений, профессиональном отборе слов и выражений, поиске полноценных монтажных переходов. На этом пути экскурсовод последовательно вырастает в автора экскурсии, приобретая при этом индивидуальное отношение к пропагандируемым ценностям культуры, к смыслу своей деятельности. Разносторонний анализ повседневной деятельности экскурсовода убедительно свидетельствует, что коммуникативная фаза, как фаза реального взаимодействия с аудиторией посредством текста, в свою очередь, является переходным звеном к развертыванию смысла в новой фазе — в мыслях и представлениях воспринимающих, т. е. посетителей музея. В условиях экскурсии сверхзадача выступает как структура, содержащая в себе диалектическое противоречие предметного и функционального планов. Эта взаимозависимость может быть оценена как теоретическая предпосылка осмысления единства культурнопросветительного смысла музея и социально-ориентированных форм его функционирования. Точнее — знаковая система музея, как собрание раритетов, соответствует знаковой, предметной стороне специального знания о них; следовательно, в условиях восприятия музея разными группами населения (т. е. на экскурсии) вступает в силу иное соотношение — соответствие социального замысла музея (как методологической основы его создания и функционирования) и адекватной ему содержанием и методикой деятельности экскурсовода. Именно эта деятельность и выражена в информационно-целевой интерпретации каждой экскурсии. Логика исследования социально-педагогических условий проведения экскурсии привела к правомерности вывода о том, что сверхзадача обладает свойством полифункциональности. Наглядное представление о ее различных функциях на всем тракте интерпретации текста дает (приводится ниже) сравнительная схема ряда позиций при традиционном и предполагаемом подходе, который вытекает из методики осуществленного нами на базе выходит за пределы освоения предметной («знаковой») среды. 7. Посетитель узнает данные о новой предметной среде в связи с историей российского военно-морского флота и наиболее яркими деяниями моряков. виях выключенное™ объекта из сферы утилитарного употребления и включенности в сферу социальной педагогики. Посетитель выносит представление о действенном практическом значении высших историкопатриотических, нравственноэстетических ценностей, отраженных в экспозиции музея. Возникают условия для самооценки, саморегуляции личности; проявляется реальный социально-педагогический результат. Опытно-экспериментальная работа в Центральном военно-морском музее позволила подтвердить эффективность социально-педагогической концепции историко-культурного просвещения, которая строится на учете эффекта единства информационно-логического и эмоционально образного, достигаемого в условиях активного освоения непреходящих ценностей отечественной истории. Основой этого эффекта выступают: — экспозиция, наглядно отражающая непреходящие ценности истории и культуры; — информационно-коммуникативный потенциал экскурсии и мастерства экскурсовода; — особая нравственно-психологическая атмосфера высокой духовности, предопределяющая преобразование объекта экскурсионного обслуживания в субъект социально-культурного творчества. |