Проверяемый текст
Корчагин, Евгений Николаевич; Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 252]

252 ф Общий путь возникновения экскурсии как самостоятельного целого м ожет быть обозначен как путь от сверхзадачи к конкретному плану ее осуществления.
Творческий круг «работы экскурсовода над собой» предполагает
наличие дневника наблюдений и самонаблюдений, профессиональный отбор Ф слов и выражений, поиск полноценных «монтажных» переходов.
Следуя этому, экскурсовод становится автором экскурсии, приобретая при этом индивидуальное отношение к пропагандируемым ценностям культуры.
Разносторонний анализ повседневной деятельности экскурсовода
свидетельствует о том, что коммуникативная фаза как фаза реального взаимодействия с аудиторией посредством текста, в свою очередь, является переходным звеном к развертыванию смысла в новой фазе в мыслях и представлениях воспринимающих, т.е.
посетителей музея.
Во
время экскурсии сверхзадача представляется структурой, содержащей в себе диалектическое противоречие предметного и функционального ф планов.
Эта взаимозависимость может быть оценена как теоретическая предпосылка осмысления единства культурно-просветительного смысла музея и социально ориентированных форм его функционирования.

Знаковая система • музея как собрания раритетов соответствует знаковой, предметной стороне специального знания о них.
Следовательно, в условиях восприятия музея разными группами населения
вступает в силу иное соотношение соответствие социального замысла музея (как методологической основы его создания и функционирования) и адекватной ему содержанием и методикой деятельности экскурсовода.
Именно эта деятельность
выражена в информационноцелевой интерпретации каждой экскурсии.
Опытно-экспериментальная работа в Государственном музее-заповедФ ф нике «Царское Село», в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор», Российском этнографическом музее и Центральном военно-морском музее доказала эффективность социально-педагогической концепции историко-культурного и нравственно-эстетического просвещения, учитывающей единство информационно-логического и эмоционально-образного, достигаемого в условиях активного освоения непреходящих ценностей отечественной истории и культуры.
[стр. 25]

собой «ответ» диспозиции восприятия, а через нее — более глубоким потребностям.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы отрабатывали методологию и методику проведения экскурсии, основанную на феномене единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия.
Мы учитывали, что экскурсовод в историко-мемориальном музее принципиально отличается от лица, пересказывающего текст путеводителя.
Он выступает в роли интерпретатора экспозиции, реализует функции организатора творческого общения, основанного на интересе к отечественной истории и культуре.
Опытно-экспериментальная работа позволила подтвердить эффективность социально-педагогической концепции историко-культурного просвещения, которая строится на учете эффекта единства информационнологического и эмоционально образного, достигаемого в условиях активного освоения непреходящих ценностей отечественной истории.
Основой этого эффекта выступают: экспозиция, наглядно отражающая непреходящие ценности истории и культуры; информационнокоммуникативный потенциал экскурсии и мастерства экскурсовода; особая нравственно-психологическая атмосфера высокой духовности, предопределяющая преобразование объекта экскурсионного обслуживания в субъект социально-культурного творчества.
Систематически проводимые социологические опросы показали, что 93,8% из общей массы людей, посетивших Центральный военно-морской музей с 1991 по 2001 годы, выразили глубокое удовлетворение и его экспозицией, и, главное, качеством деятельности экскурсоводов, и царящей в музее особой духовной атмосферой.
Более 76% посетителей музея отметили его историко-культурное значение, его активную роль в расширении и углублении гуманитарных знаний.
Только в 1991-2001 годах более 260 тысяч человек приняли участие в проводимых на базе музея массовых социально-культурных акциях.
С музеем постоянно сотрудничают сотни

[стр.,168]

осуществления.
Творческий круг «работы экскурсовода над собой» предполагает
необходимость в дневнике наблюдений и самонаблюдений, профессиональном отборе слов и выражений, поиске полноценных монтажных переходов.
На этом пути экскурсовод последовательно вырастает в автора экскурсии, приобретая при этом индивидуальное отношение к пропагандируемым ценностям культуры, к смыслу своей деятельности.
Разносторонний анализ повседневной деятельности экскурсовода
убедительно свидетельствует, что коммуникативная фаза, как фаза реального взаимодействия с аудиторией посредством текста, в свою очередь, является переходным звеном к развертыванию смысла в новой фазе — в мыслях и представлениях воспринимающих, т.
е.
посетителей музея.
В
условиях экскурсии сверхзадача выступает как структура, содержащая в себе диалектическое противоречие предметного и функционального планов.
Эта взаимозависимость может быть оценена как теоретическая предпосылка осмысления единства культурнопросветительного смысла музея и социально-ориентированных форм его функционирования.

Точнее — знаковая система музея, как собрание раритетов, соответствует знаковой, предметной стороне специального знания о них; следовательно, в условиях восприятия музея разными группами населения (т.
е.
на экскурсии) вступает в силу иное соотношение — соответствие социального замысла музея (как методологической основы его создания и функционирования) и адекватной ему содержанием и методикой деятельности экскурсовода.
Именно эта деятельность
и выражена в информационно-целевой интерпретации каждой экскурсии.
Логика исследования социально-педагогических условий проведения экскурсии привела к правомерности вывода о том, что сверхзадача обладает свойством полифункциональности.
Наглядное представление о ее различных функциях на всем тракте интерпретации текста дает (приводится ниже) сравнительная схема ряда позиций при традиционном и предполагаемом подходе, который вытекает из методики осуществленного нами на базе

[стр.,171]

выходит за пределы освоения предметной («знаковой») среды.
7.
Посетитель узнает данные о новой предметной среде в связи с историей российского военно-морского флота и наиболее яркими деяниями моряков.
виях выключенное™ объекта из сферы утилитарного употребления и включенности в сферу социальной педагогики.
Посетитель выносит представление о действенном практическом значении высших историкопатриотических, нравственноэстетических ценностей, отраженных в экспозиции музея.
Возникают условия для самооценки, саморегуляции личности; проявляется реальный социально-педагогический результат.
Опытно-экспериментальная работа в Центральном военно-морском музее позволила подтвердить эффективность социально-педагогической концепции историко-культурного просвещения, которая строится на учете эффекта единства информационно-логического и эмоционально образного, достигаемого в условиях активного освоения непреходящих ценностей отечественной истории.
Основой этого эффекта выступают: — экспозиция, наглядно отражающая непреходящие ценности истории и культуры; — информационно-коммуникативный потенциал экскурсии и мастерства экскурсовода; — особая нравственно-психологическая атмосфера высокой духовности, предопределяющая преобразование объекта экскурсионного обслуживания в субъект социально-культурного творчества.

[Back]