Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 253]

Основу эффективной деятельности музея составляют: экспозиция, наглядно отражающая непреходящие ценности истории и культуры; информационно-коммуникативный потенциал экскурсии и мастерство экскурсовода; особая нравственно-психологическая атмосфера высокой духовности, предопределяющая преобразование объекта экскурсионного обслуживания в музее в субъект социально-культурного творчества.
Комплексное исследование музея как института социально-культурной деятельности подтвердило исходную рабочую гипотезу, основанную на том, что сегодня он не может
ограничиваться только отбором, сохранением, классификацией, реставрацией и экспонированием историко-культурных раритетов.
Эффективность музея в
информационном обществе XXI века находится в прямой зависимости от того, насколько он, реализуя традиционные формы музейной работы, дополняет и обогащает их разнообразными методами вовлечения посетителей в активные формы социально-культурного творчества.
Эксперимент убедительно показал, что магистральный путь развития музеязаповедника «Царское Село», равно как и любого иного музейного учреждения,
в единстве поисково-охранительной, научно-экспозиционной и социально-культурной деятельности.
Музей должен стать не только и не столько сокровищницей ценностей истории и культуры, сколько центром духовной жизни, опирающимся на эти ценности и использующим их как средство историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания, как базу стимулирования культурно-творческой активности разных групп населения.
По ряду параметров логика исследования заставила расширить его границы, выйти за пределы первоначальной гипотезы, проанализировать ряд общих для всех музеев проблем.
В частности, результаты исследования доказали необходимость использования художественных, историко-мемориальных и иных музеев как средства сохранения и передачи из поколения в поколение исторической памяти, как фактор культурного наследия.
Эксперимент проиллюстрировал целесообразность расширения функций художественных и историко-мемориальных музеев, которые могут значительно повысить эффективность своей деятельности посредством
совмещения традиционных форм научно-исследовательской и экскурсионной работы с системой после
[стр. 159]

159 Культуросозидающая, воспитательная, информационно-просветительная функция ныне присуща любому музею, независимо от его профиля.
Но особое место в реализации этих функций принадлежит историко-мемориальным музеям.
При этом включение мемориальных ценностей в современную культуру правомерно рассматривать как существенный фактор непрерывности и преемственности социально-культурного развития.
Если генетическое воспроизводство людей предопределяется наследственностью, то основу развития духовной жизни составляет непрерывных процесс передачи из поколения в поколение опыта и знаний, материализованной формой которых, в частности, выступают духовные ценности, интегрированные в историко-мемориальных музеях.
Культурное наследие – категория историческая.
Памятники истории и культуры, отраженные в мемориальных музеях, приобретают особую значимость, если учесть, что специфика человеческого мышления проявляется в том, что оно не может воспроизвести историю вне учета знаний, накопленных многовековым опытом, одной из форм выражения которого являют собой экспонаты мемориальных музеев.
Музей включен как один из элементов в более широкую систему, звеньями которой выступают человек как посетитель музея и музей как воссозданная культурно-историческая среда.
Музей, таким образом, выступает как посредник, необходимое звено между индивидом и культурной средой.
Он доносит своими средствами до индивида комплекс духовных ценностей, идей, эмоций.
Тем самым музей включает индивида в культурно-исторический процесс.
В экспозиции музеев, отражающих лучшие образцы архитектуры, живописи, скульптуры, мозаики, литературы, музыки, хореографии, в фольклоре, ритуалах, обрядах, праздниках, костюме, бытовом убранстве, прикладном творчестве и иных компонентах народно-традиционной культуры проявляет себя концентрированное отражение культурной памяти, культурного наследия.
Для прикладной и педагогической культурологии принципиально важным представляется учет существенной особенности воздействия экспозиции музея, проявляющейся в том, что она захватывает человека целиком, активизирует все его физические и, в первую очередь, духовные силы и способности, одновременно воздействует на его сознание и эмоциональную сферу.
Как свидетельствуют многократные наблюдения и отзывы посетителей, уровень восприятия ценностей искусства значительно повышается благодаря тому, что в силу исторически сложившейся близости этого искусства менталитету россиян активно проявляет себя эффект ассоциативности восприятия и сопричастности к духовным ценностям Отечества.
Опытно-экспериментальная работа, осуществлявшаяся в государственном музее «Исаакиевский собор» с 1968 года194 , позволила апробировать и подтвердить эффективность социально-педагогической концепции историко-культурного просвещения, которая строится на учете эффекта единства информационно-логического и эмоционально-образного, достигаемого в условиях активного освоения музейных ценностей.
Основой этого эффекта выступают интегрированные в своем единстве и взаимодополнении: экспозиция, наглядно отражающая непреходящие ценности истории и культуры; информационно-коммуникативный потенциал экскурсии и мастерства экскурсовода; особая нравственно психологическая атмосфера высокой духовности, предопределяющая преобразование объекта экскурсионного обслуживания в субъект социально-культурного творчества.
Систематически проводимые социологические опросы показали, что 95.8% из 70 миллионов человек, посетивших музей с 1968 года, выразили глубокое удовлетворение и его экспозицией, и, главное, царящей в соборе особой духовной атмосферой.
Более 70% посетителей музея отметили его историко-культурное значение, его активную роль в 194 Бутиков Г.П.
Государственный музей «Исаакиевский собор».
Музей в духовной жизни России.
СПб.
1993.
164с.; Бутиков Г.П.
Роль художественного музея в эстетическом воспитании.
Л., 1980.
18с.


[стр.,168]

168 обуславливают лишь необходимость коррекции линии поведения и речи по отношению к практическому ходу деятельности, перехода из плана обыденных связей в план мысли.
Какова мера этой коррекции – вопрос индивидуальности ведущего, опыта его работы, пола, возраста, чувства меры и степени оценки им роли идеи, отраженной в конкретном экспонате.
Ориентируя свою деятельность в ситуации познания в музее, экскурсовод не может быть ни ученым-искусствоведом, замкнутым в своей области знания, ни тем более учителем.
Хотя в той или иной мере он действительно объединяет их в своем лице.
Ведущую функцию экскурсовода мы видели не в перемещении объема знаний в головы посетителей, а, прежде всего, в возбуждении их сознания, памяти, представлений, ассоциаций и жизненного опыта.
Информационно-целевой текст, реализованный в деятельности экскурсовода в коммуникативной фазе, выступал для нас как метод активизации восприятия.
Разносторонний анализ социально-культурной деятельности экскурсовода как ведущего посредника между музеем и посетителем заставил нас в процессе опытноэкспериментальной работы скорректировать ряд исходных позиций.
На начальном этапе исследования мы видели в нем автора экскурсии, создающего на докуммуникативной фазе партитуру раскрытия экспозиции и исполняющего в условиях коммуникации с посетителями функции театра одного актера.
Однако, по мере изучения восприятия слушателями информации экскурсовода мы убедились, что эффективность экскурсии находится в прямой зависимости от степени активности посетителей, от уровня их задействованности в диалоге с экскурсоводом.
Наиболее успешными, вызывающими самые положительные отзывы участников, были те экскурсии, на которых слушатели из объекта информационного воздействия преобразовывались в субъект социальнокультурного творчества, а экскурсовод принимал на себя функции не только информатора, но и комментатора-дирижера, направляющего обсуждение в педагогически целесообразное русло.
При этом методическое мастерство экскурсовода проявлялось в умении достичь оптимального соотношения информации, комментария и включения участников экскурсии в обсуждение поднятых в ней проблем.
Комплексное исследование музея как института социально-культурной деятельности подтвердило исходную рабочую гипотезу, основанную на том, что сегодня он не может
более ограничиваться отбором, сохранением, классификацией, реставрацией и экспозицией историко-культурных раритетов.
Эффективность музея, вступающего
в информационное общество XXI века, находится в прямой зависимости от того, насколько он, реализуя традиционные формы поисково-охранительной и научно-экспозиционной деятельности, дополняет и обогащает их разнообразными методами вовлечения посетителей в активные формы социально-культурного творчества.
Эксперимент убедительно показал, что магистральный путь развития музея-заповедника «Царское Село», равно как и любого иного музейного учреждения,
в единстве поисковоохранительной, научно-экспозиционной и социально-культурной деятельности, в превращении музея не только и не столько в сокровищницу ценностей истории и культуры, сколько в центр духовной жизни, опирающийся на эти ценности и использующий их как средство историко-патриотического и нравственно эстетического воспитания, как базу стимулирования культуротворческой активности разных групп населения.
Важным направлением совершенствования деятельности музея стало приведение его информационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями и техническими возможностями начала XXI века.
В первую очередь это было связано с подключением к Интернету и иным мировым информационным структурам, установлением системы обмена научно-методической информацией с ведущими музеями мира.
Логика исследования по ряду параметров заставила расширить его границы, выйти за пределы первоначальной гипотезы, проанализировать ряд общемузейных проблем.
В частности, исследование доказало необходимость использования художественных, историко-мемориальных и иных музеев как средств сохранения и передачи из поколения в

[стр.,169]

169 поколение исторической памяти, как фактор культурного наследия, опирающегося на предметные формы духовных и материальных ценностей.
Эксперимент проиллюстрировал целесообразность расширения функций художественных и историкомемориальных музеев, которые могут значительно повысить эффективность своей деятельности посредством
соединения традиционных форм научно-исследовательской и экскурсионной работы с системой последовательного историко-культурного и нравственно-эстетического просвещения и вовлечения разных групп населения и, в первую очередь, молодежи в социально-культурное творчество.
4.3.
Удовлетворение рекреативных и духовных потребностей человека в центрах общественного досуга Развитие современного общества, его экономики, социальных отношений и демократических устоев находится в прямой зависимости от гражданской, нравственной, политической, экологической и профессиональной культуры его членов, их способности идти в ногу с научно-техническим прогрессом, регулировать свое физическое и психическое состояние, удовлетворять духовные потребности, проявлять социальную активность, самореализовывать индивидуально-творческие потенции во всех сферах жизнедеятельности.
Формирующееся информационное общество XXI века диктует необходимость ликвидировать неестественную, противоречащую самой идее прогресса ситуацию, когда человек остается средством развития производства, а не производство выступает средством развития личности; когда диктат производства над человеком детерминирует игнорирование человеческого фактора, приоритет внутренних над внешними условиями развития личности.
Существенным резервом преодоления этого противоречия может и должна стать деятельность клубов, домов, дворцов, парков культуры, домов творчества юных и иных центров общественного досуга, где на первый план выступают не требования производства, а реально проявляющиеся интересы и потребности каждого человека как самоцели общественного развития.
Современная социально-культурная ситуация ставит человека в новые условия жизнедеятельности, безгранично расширяет диапазон проявления его общественной активности, требует от него инициативы, самодеятельности, энергичных действий в самых разных сферах труда, общественно-политических отношений, быта, досуга.
Однако умение жить в условиях гласности и подлинной демократии не приходит само по себе.
Конструктивный процесс превращения каждого труженика в реального хозяина страны и субъекта культуры требует создания такой нравственно-психологической атмосферы, такой культурной среды, которая бы наиболее эффективно использовала созидающий потенциал всех сфер жизнедеятельности.
Усвоение основ демократического образа жизни достаточно успешно может осуществляться в центрах общественного досуга, где человека не сковывает служебная субординация, к минимуму сводятся элементы конформизма, и личность, свободно выбирая формы деятельности, общения и отношений, может проявлять инициативу и самодеятельность, осваивать принципы политической культуры, приобретать умения и навыки вести дискуссию и отстаивать свое мнение.
Обусловленная научно-техническим прогрессом интенсификация производства вызывает значительное увеличение физических, психологических и интеллектуальных нагрузок трудящихся, а это, в свою очередь, предопределяет необходимость по-новому подойти к проблеме рекреации.
Вопреки многовековой традиции снятие усталости и перегрузок ныне не может осуществляться лишь спонтанным, естественным путем.
Эффективность обеспечения рекреации становится искусством, не овладев которым, человек расплачивается тяжелыми заболеваниями и преждевременной смертью.
Сегодня рационально организованный досуг призван не только восстановить силы человека, но и придать ему новый импульс творческого развития.
Как подчеркивалось в предыдущих главах, тысячелетиями человека готовили лишь к труду и познанию.
Ныне, наряду с этим, у каждого индивида необходимо сформировать соответствующие досуговые интересы и

[Back]