ное число учащихся, даже в таких культурных центрах, как российские столицы, практически не посещают музеи. Проблема дифференциации музейной аудитории по степени готовности к восприятию экспозиции, проблема формирования эстетических потребностей и, в частности, стремления освоить ценности истории и культуры, сконцентрированные в музеях, это в большей степени проблема семьи, школы, средств массовой информации. Ее решение может и должно стать предметом научного анализа. Сложный и противоречивый процесс становления и развития культуры неотделим от учета закономерностей филои онтогенеза. В недалеком прошлом каждый человек с рождения входил в мир определенных ценностей культуры, которые до него не менялись в течение столетий. В настоящее время на протяжении одной человеческой жизни сменяются несколько культурных эпох, поэтому индивид должен адекватно воспринимать динамику времени, эффективно адаптироваться к изменяющейся среде. Процесс вовлечения человека в мир культуры непрерывен и связан с сенситивными пиками развития. С первых лет жизни ребенка, когда он осваивает азы общения и санитарно-гигиенической культуры, общество призвано соизмерять его реальные возможности и способности воспринимать информацию. Современная возрастная психология и педагогика убедительно доказали, что даже дошкольники могут успешно осваивать пение, танец, рисование. Рассогласованность между содержанием социально-культурного просвещения и объективными возможностями его восприятия на определенном этапе возрастного развития лишь иллюзорно решает поставленную задачу. Более того, в ряде случаев это отторгает человека от определенных духовных ценностей, затрудняет возможность их постижения в будущем. Успешное вовлечение формирующейся личности в мир музейных ценностей возможно только с учетом психологических особенностей восприятия культуры в соответствующем возрасте. Решение этой проблемы видится во взаимодействии музея, школы, семьи и других социальных институтов, составляющих микросреду молодежи. Музейные учреждения, равно как и другие социальные институты воспитания, вправе ждать от психологии, культурологии, педагогики и смежных наук соответствующих рекомендаций, учитывающих закономерности последовательного поэтапного усвоения духовных ценностей. |
16 искусства. Однако, общество XXI века не может опираться лишь на вершину духовных ценностей, оно обязано раскрыть все многообразие культурных процессов. Сегодня не менее актуальным представляется процесс формирования умений и навыков повседневной, практической культуры, охватывающей широчайший диапазон жизнедеятельности – от культуры познания, культуры труда, культуры деловых и неформальных отношений, культуры общения, от проявляемой во всех сферах жизнедеятельности нравственной, экономической, политической, правовой, экологической, эстетической, физической культуры до культуры быта и досуга. 2. Развитие экономики и культуры органически взаимосвязано, но внутренние закономерности их функционирования принципиально различны. Научно-технический прогресс ломает границы государств, приводит к последовательному переходу от национальной экономики к планетарной. Достижения техники и информатики можно и нужно без потерь переносить из страны в страну, из региона в регион. В сфере духовной жизни это оказывается невозможным, т.к. эстетические ценности непреложно требуют наличия определенных традиций, конкретной общности. Прав Э.Тайлор, постулирующий единый мир культуры, интегрирующий в себе общечеловеческие ценности, но не менее прав и О.Шпенглер, подчеркивающий, что развитие культуры неотделимо от каждого народа, и его национально-культурных традиций, каждого региона, каждой эпохи. В рамках единых духовных ценностей культура сохраняет уникальность субкультур отдельных народов, регионов, социальных групп. Как бы ни прогрессировали культурные коммуникации, самую высокую степень активного включения индивидов в духовное творчество может обеспечить лишь развитая культура конкретного района, конкретной общности. 3. Сложный и противоречивый процесс становления и развития культуры неотделим от закономерностей филои онтогенеза. В современных условиях на протяжении одной жизни чередуется несколько культурных эпох, и это обязывает формировать у человека способность воспринимать динамику времени, эффективно адаптироваться к определенной культурной среде. В то же время процесс инкультурации носит непрерывный характер и связан с сенситивными пиками развития. От первых лет жизни ребенка, когда он осваивает основы общения и санитарно-гигиенической культуры, общество призвано соизмерять реальные возможности и способности к восприятию информации. Мировая и отечественная возрастная психология и педагогика убедительно доказали, что дошкольники могут вполне успешно освоить технологию пения, танца или рисования. Однако подростки в 5 и 6 классах, изучающие историю Древней Греции или Рима, еще не способны осмыслить сущность и подлинную ценность античной культуры, равно как старшеклассники в силу ограниченности жизненного опыта не в состоянии в полной мере оценить В.Шекспира, В.Гете, Ф.М.Достоевского или Л.Н.Толстого. Рассогласование между содержанием социально-культурного просвещения и объективными возможностями его восприятия на определенном этапе возрастного развития порою порождает иллюзию решения поставленной задачи. Более того, в ряде случаев это отталкивает человека от определенных духовных ценностей и затрудняет возможность их постижения в будущем. 4. В современной педагогике. прочно утвердило себя понятие «функциональная грамотность», предполагающее способность человека использовать имеющиеся базовые знания во всех сферах жизнедеятельности. Не менее актуальна сегодня и такая категория, как «функциональная культура», констатирующая, что личность не только усвоила совокупность определенных фундаментальных культурологических знаний, но и эффективно реализует их в профессионально-трудовой, общественно-политической и духовной сфере, в семье, быту и досуге, в общении и наедине с собой. В обществе коллективного интеллекта и информационных технологий формирование культуры личности происходит в процессе социализации посредством образования, пропаганды научных знаний, вовлечения в духовное творчество, физкультуру, спорт, в другие виды социально-культурной активности. Но культура – это |