Исследуя музея как компонент единого культурного пространства и выявляя механизм его взаимосвязей с другими сегментами духовной жизни района, города, региона, необходимо обратиться к общей характеристике этой среды. Инфраструктура социально-культурной сферы это совокупность материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и иных условий осуществления социальнокультурной деятельности на индивидуальном и общественном уровнях, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей, создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие ценностей культуры. Музейные учреждения вступают во взаимодействие с ведущими институтами социально-культурной сферы, к которым, в первую очередь, относятся: 1. Социальные институты духовного производства: научно-исследовательские учреждения (академии, институты, лаборатории и т.д.); учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии и т.д.); творческие союзы, ассоциации и иные объединения художественнотворческой направленности. 2. Образовательно-воспитательные учреждения: учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и т.д.); дошкольные учреждения; учреждения последипломного образования, курсы переподготовки и повышения квалификации; учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, кружки и секции самодеятельного творчества, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.). 3. Научно-просветительные учреждения: библиотеки, читальные залы; лектории, планетарии, зоопарки и т.д. |
83 какое положение поставлена женщина. Нехватка у родителей свободного времени, отсутствие педагогических знаний, конфликты между ними могут свести эту эффективность к нулю. Второй сферой формирования личности как субъекта культуры является общеобразовательная система, представленная детскими садами, школой, средними профессиональными и высшими учебными заведениями. Образование имеет целью передачу социально-необходимых и профессиональных знаний. Предъявляя ко всем единые требования, образовательная система добивается необходимого минимума знаний от каждого учащегося. Она опирается на достижения мировой и отечественной науки, использует значительную часть накопленной обществом информации. Эффективности обучения она достигает при помощи специальных методических и организационных средств. Недостатком образовательных институтов является то, что при современных методах обучения они не способны индивидуализировать процесс воспитания и усвоения знаний и могут осуществлять лишь внешний, относительно формальный контроль за ним. Отношение воспитанников и воспитуемых в системе образования близки к функционально-ролевому типу, условия для личностных контактов здесь часто оказываются недостаточными по сравнению с общеобразовательными целями. Сложившаяся система образования обладает известным консерватизмом. Однако опыт развития средней и высшей школы в 90-е годы, связанный с отходом от многих непреходящих традиций российского образования и попытками без необходимого научного обоснования экспериментировать на обучающихся, свидетельствует о том, что в этой сфере духовной жизни разумный консерватизм строго предпочтительнее недостаточно выверенных инноваций. В условиях последовательного перехода к информационному обществу XXI века существенно повышается роль средств массовой информации, которые, опираясь на современные технические возможности, ныне вошли в каждый дом, каждую семью, доходят до каждого индивида. Благодаря постоянству источников массовой информации возникла своеобразная культурная среда, доступная всем группам населения – от детей, воспринимающих мультфильмы и компьютерные игры, до пенсионеров, следящих за газетными выступлениями, рекламой, передачами радио и телевидения. Средства массовой коммуникации сопутствуют человеку во всех областях жизнедеятельности. Они активно влияют на формирование общественного мнения, семейное воспитание, политическое настроение, моду, подсознательные сферы человека. В многообразии средств массовой информации заложен огромный созидательноорганизующий, просветительный и развлекательный потенциал, но эти же средства готовы нести и негативную, деструктивную информацию. Интеллектуальная, эстетическая культура личности в значительной мере выражается в избирательном отношении к различным источникам информации, в способности ее критической оценки и осмысленного восприятия. К инфраструктуре социально-культурной сферы как совокупности материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности на индивидуальном и общественном уровнях, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей и развитие их творческих потенций, помимо системы образования и средств массовой информации относятся: учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т. д.); творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности; научно-просветительные учреждения (музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки, библиотеки, лектории, планетарии, зоопарки, ботанические сады и т.д.); 218 социальной или предметной среды, сферы жизнедеятельности, образа жизни, учреждения, социального института. Основными видами проектирования являются: средовое проектирование (дизайн, архитектура); проектирование воспитательных и педагогических программ (социальнопедагогических, адаптационных, реабилитационных и др.); проектирование культурно-досуговых услуг; сценарное проектирование (проектное обоснование различных мероприятий и акций, пресс-конференций, презентаций, дискуссий, диспутов, шоу-программ и т.д.); художественно-экспозиционное проектирование (в музейном деле проектирование новых культурных парадигм, моделей нового осмысления и отношения к предметам и явлениям прошлого, а по существу проецирование прошлого и его трансляция посредством выставок, экспозиций в настоящее и будущее); организационное проектирование (функционально-содержательное обоснование моделей социально-культурных учреждений и институтов, разработка новых организационно-управленческих структур, различных общественных объединений). Объектом социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга подсистемы: социум и культуру. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социо-культурного проектирования. СПб., 1998 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ форма реализации подкрепленной правовыми нормами, материальной базой, информационно-методическим и кадровым обеспечением культурной политики средствами разработки и осуществления федеральных, региональных, муниципальных, ведомственных культурных программ и планов организации социально-культурной деятельности в регионах и отдельных социальных институтах, которые предопределяют ее содержание, методику, сроки и ответственных за их выполнение лиц. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ область социально-культурной активности, проявляемой в сфере свободного времени. ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ совокупность материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационнометодических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности на индивидуальном и общественном уровняй, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей; создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие ценностей культуры. ВЕДУЩИЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ 1. Социальные институты духовного производства: научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.); учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественнотворческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.); творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности. 2. Образовательно-воспитательные учреждения: учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.); 219 дошкольные учреждения; учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.). 3. Научно-просветительные учреждения: музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки; библиотеки, читальные залы; лектории, планетарии, зоопарки и т.д. 4. Культуроохранительные институты: заповедники, центры экологической культуры; архивы; реставрационные мастерские и т.д. 5. Средства распространения культуры: средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.); книгоиздательства, книжные магазины; информационно-компьютерные центры и т.д. 6. Культурно-досуговые учреждения: клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества; концертные учреждения, дома торжеств и т.д. 7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения: дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции и пр. дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения и пр. дома творческих работников (писателей, художников, композиторов, актеров и т.д.) 8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения: санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории; лагеря отдыха, базы досуга; стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д. 9. Туристско-экскурсионные учреждения: гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы; туристские поезда, туристские пароходы и т.п. 10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга: мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино; |